Участие родителей в управлении воспитательной работы в школе: кейс Свердловской области
https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.92.5.006
Аннотация
Воспитательная работа становится ключевым направлением деятельности школы. Родители, как участники образовательных отношений, призваны помогать школе в реализации ее функций, выступать партнером в разработке и организации воспитательных мероприятий и программ.
Цель статьи — анализ участия родителей в управлении воспитательной работы в школе. Для достижения поставленной цели были проведены: 1) массовый опрос родителей школьников Свердловской области (апрель 2024 г., n=14873 чел.); 2) контент- анализ протоколов родительских собраний в школах Свердловской области (n=467).
Показано, что родители позитивно оценивают существующие в современной школе практики воспитания и заинтересованы в получении полной информации о ней. Большинство родителей считают необходимым существование и функционирование родительских объединений в школах (совета родителей, наблюдательного совета, попечительского совета). Часть родителей готова выступать с инициативами и активно включаться в практики управления школой (в т. ч. воспитательной работой). Однако руководство школ и учителя не в полной мере готовы к такому взаимодействию. Новизна исследования заключается в комплексном (субъективно-объективном) анализе участия родителей в воспитательной работе в школе: массовом опросе родителей и контент-анализе протоколов родительских собраний.
Об авторах
Н. В. ШаброваРоссия
О. А. Клещева
Россия
В. К. Устьянцева
Россия
П. А. Караванская
Россия
Н. Г. Фрич
Россия
Р. А. Чомарян
Россия
Список литературы
1. Власова Т. А., Макарова М. Н. Как родители включены во внутришкольные формы взаимодействия? // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. 19. № 2(85). С. 74–87.
2. Гошин М. Е., Мерцалова Т. А. Типы родительского участия в образовании, социально- экономический статус семьи и результаты обучения // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 68–90.
3. Зборовский Г. Е., Шаброва Н. В. Сообщество родителей школьников как субъект гражданского общества (на материалах исследования в российском мегаполисе) // Социологический журнал. 2021. Том 27. № 3. С. 121–146.
4. Клячко Т. Л., Семионова Е. А., Токарева Г. С. Успешность и неуспешность школьников: ожидания родителей, оценка учителей // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 71–92.
5. Конституция Российской Федерации // Справочно- правовая система «Консультант Плюс» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 02.03.2023).
6. Мартынцова И. В. Воспитательная работа в школе // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № .8. С. 140–145.
7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 // Справочно- правовая система «Консультант Плюс» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. (дата обращения: 05.03.2023).
8. Потехина И. П., Михалева М. Н. Родители о качестве школьного образования: динамика мнений // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Сборник научных трудов. Вып. 2. M.: Институт социально- политических исследований РАН, 2017. 448 с.
9. Рогач О. В., Фролова Е. В., Рябова Т. М. Модернизация школьного образования в оценках родительской общественности // Перспективы науки и образования. 2019. № 4(40). С. 183–193.
10. Фролова Е. В., Рябова Т. М., Рогач О. В., Зуйкина А. В. Конфликты в системе школьного образования: ключевые проблемы, специфика и факторы развития // Перспективы науки и образования. 2019. № 3(39). С. 227–239.
11. Черникова Н. А., Шубина А. С. Социально- психологические аспекты расширения участия семьи в воспитательной деятельности школы // Воспитание в современном образовательном пространстве: новые контексты-новые решения. Материалы XXI Международных педагогических чтений. Волгоград: ВГАПО, 2021. С. 46–49.
12. Шаброва Н. В. Социальная общность родителей учащихся как субъект гражданского общества, диссертация на соискание степени доктора социологических наук. Нижний Новгород, 2023. 411 с.
13. Шимутина Е. Н., Иванов И. Ю. Исследование вовлечения родителей в образовательный процесс в контексте повышения эффективности управления образованием // Вестник МГПУ. Серия «Экономика». 2017. № 4(14). С. 8–20.
14. Эрлих О. В. Взаимодействие семьи и школы в новых социально-педагогических условиях // Человек и образование. 2017. № 2(51). С. 34–37.
Рецензия
Для цитирования:
Шаброва Н.В., Клещева О.А., Устьянцева В.К., Караванская П.А., Фрич Н.Г., Чомарян Р.А. Участие родителей в управлении воспитательной работы в школе: кейс Свердловской области. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024;(5(92)):9-17. https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.92.5.006
For citation:
Shabrova N.V., Kleshcheva O.A., Ustyantseva V. ., Karavanskaya P.A., Frich N.G., Chomaryan R.A. Participation of Parents in the Management of Educational Work at School: the Case of the Sverdlovsk Region. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;(5(92)):9-17. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.92.5.006