Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск
№ 4 (85) (2023)
Скачать выпуск PDF

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

9-19 146
Аннотация

   Данная статья посвящена формированию компетентности преподавателя вуза в инклюзивном образовании. В статье представлены результаты проведенного анализа теоретических подходов к пониманию рассматриваемой дефиниции. В ходе исследования уточнены теоретические представления о содержании и структуре компетентности преподавателя вуза в инклюзивном образовании в фокусе конкретизации деятельностного компонента, определения профессионально-педагогических задач в сфере инклюзивного образования, установления ее взаимосвязи с готовностью преподавателей к реализации инклюзивного образования. Обобщены и систематизированы структурные компоненты компетентности преподавателя вуза в инклюзивном образовании. Предложена совокупность базовых теоретико-методологических подходов к формированию компетентности преподавателя вуза в инклюзивном образовании с учетом специфики ее структурных компонентов и особенностями организации образовательного процесса для взрослого специалиста. Определены организационно-педагогические условия формирования компетентности преподавателя вуза в инклюзивном образовании в системе дополнительного профессионального образования. Даны рекомендации по формированию образовательного контента дополнительных профессиональных программ по вопросам инклюзивного образования.

20-28 201
Аннотация

   Статья посвящена проблеме повышения мотивации студентов к учебной деятельности в педагогическом вузе. На основе изучения психолого-педагогических исследований авторы раскрывают роль мотивации в высшем образовании, представляют характеристику содержания понятия «мотивация», анализируют пути повышения уровня мотивации студентов к учебной деятельности, а также предлагают свое понимание проблемы. Авторы, опираясь на собственный практический опыт, описывают пути повышения учебной мотивации студентов БУ «Сургутский государственный педагогический университет» в рамках изучения дисциплин. Кроме того, представляют результаты эмпирического исследования учебной мотивации студентов 1 и 5 курсов данного университета. Для измерения уровня учебной мотивации авторы использовали методику «Шкала академической мотивации» коллектива исследователей под руководством Т. О. Гордеевой. Сопоставление результатов средних значений по шкалам позволил выделить ведущие типы учебной мотивации обучающихся. Для определения статистически значимых различий по шкалам мотивации использовался критерий Стьюдента для независимых выборок. Результаты позволили сделать вывод о наличии у первокурсников мотивов учебной деятельности, связанных с избеганием возможных проблем, например, со стороны родителей, деканата, а также отсутствием интереса и ощущения осмысленности к учебе. Таким образом, подтвердилась необходимость систематической работы над повышением учебной мотивации обучающихся. Авторы приходят к выводу о том, что учебная мотивация является одним из решающих факторов эффективности учебного процесса в вузе, представляя собой совокупность мотивов, вызывающих активность студентов в образовательном процессе.

29-38 113
Аннотация

   В статье рассмотрен опыт работы стажировочной площадки как одного из эффективных инструментов формирования инновационной образовательной среды строительного вуза. Особое внимание уделяется содержанию образовательных программ, базирующихся на модульном принципе представления содержания и имеющих практико- ориентированный характер. Дано теоретико-методологическое основание для проектирования стажировочной площадки. Приведены принципы ее деятельности и структурно-функциональная модель, оценена эффективность работы. Стажировочная площадка позволяет увеличить степень академической мобильности студентов и педагогов путем обеспечения сетевого взаимодействия учреждений среднего профессионального и высшего образования, качественно решать задачу кадрового обеспечения строительного комплекса Пензенского региона.

39-48 181
Аннотация

   Статья посвящена определению и описанию компонентов понятия креативности, организационно-педагогических условий развития креативности будущих учителей на основе анализа научных исследований и изучения мнения преподавателей вуза и педагогов- практиков с использованием метода экспертных оценок.

   Целью статьи явилось обобщение научных исследований, раскрывающих процесс развития креативности студентов в вузе; обоснование выбора организационно-педагогических условий
развития креативности у студентов и их реализация в профессиональной подготовке будущего учителя.

   Научная новизна исследования заключается в уточнении понятия «креативность будущего учителя», в выявлении организационно-педагогических условий развития креативности будущего учителя, эффективность которых представлена качественным и количественным анализом полученных результатов и математической статистикой с использованием t-критерия Стьюдента.

49-54 113
Аннотация

   Проведено психолого-педагогическое осмысление понятия «культура профессиональной успешности», которое связано с аспектами непрерывности профессионального образования, карьерного роста, новых дескриптов в расширении спектра профессионально важных качеств будущего учителя как условия благополучия в социальной и образовательной деятельности. Раскрыты новые смыслы и ценности лидирующей модели современного профессионального образования с учетом метапредметности, непрерывности, качества, самоопределении, успешной самореализации в профессиональной деятельности, что является необходимым условием формирования культуры профессиональной успешности. Показаны особенности культуры профессиональной успешности будущего учителя, которая раскрывается в рамках концептуальности и практики. Такой подход выражает единство и взаимосвязь трех аспектов познания: общетеоретический, социально-научный, конкретно-эмпирический. Экспериментальная работа показала необходимость и готовность будущего учителя к развитию культуры профессиональной успешности в вузе.

55-65 134
Аннотация

   Профессиональная подготовка учителей математики предполагает постоянное повышение квалификации в связи с не только меняющимися требованиями к уровню подготовки специалистов, но и обновленным федеральным государственным образовательным стандартом, где закреплена одна из целей образования — развитие личностных результатов обучающихся, выражающихся в различных видах воспитания, в том числе эстетического. Если ранее этому виду воспитания отдавалась роль гуманитарных предметов, то сейчас роль воспитания возлагается на все учебные предметы.

   Поэтому целью исследования является выявление условий, обеспечивающих формирование личностных результатов обучающихся в процессе эстетического воспитания средствами математики, одним из которых является подготовка учителей математики к эстетическому воспитанию средствами предмета.

   В исследовании использовались теоретические (анализ, обобщение, сравнение, синтез) и эмпирические (опросы, анкетирование) методы.

   Результаты и научная новизна исследования: основными результатами исследования являются уточнение понятия эстетического воспитания посредством выделения трех его компонентов (эмоциональный, когнитивный, творческий), конкретизированных относительно предмета математики; выявление условий, обеспечивающих успешное формирование личностных результатов обучающихся в процессе эстетического воспитания средствами математики, одним из которых является готовность учителя математики к реализации данного процесса.

   Выделенные нами компоненты готовности учителя математики к эстетическому воспитанию обучающихся легли в основу построения программы повышения квалификации педагогов в этом направлении.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

66-71 126
Аннотация

   В статье автор рассматривает процесс развития цифровых технологий в современном мире и описывает их роль в процессе образования на примере Пермского института Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации.

   Цель: на основе существующих определений сформулировать авторское определение понятия «цифровизация образовательного процесса», выделить ее составляющие и рассмотреть примеры использования в учебном процессе Пермского института Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации.

   Материал и методы: анализ и обобщение педагогической и методической литературы по проблеме исследования; обобщение передового педагогического опыта.

   В ходе исследования мы пришли к выводу, что, несмотря на то, что в последние годы в образовательных кругах все активнее говорят о цифровизации образовательного процесса, единого определения данного понятия на сегодняшний день не существует. В результате проведенной работы обобщено и дополнено представление о цифровизации образовательного процесса. Автор описывает организацию обучения курсантов Пермского института Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации в условиях цифровизации образовательного процесса. В рамках цифровизации образовательного процесса автор предлагает воздействовать на курсантов с использованием электронных образовательных ресурсов, в том числе информационных, цифровых образовательных и телекоммуникационных технологий. Приведены примеры использования современных цифровых технологий в деятельности вузов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации и определена их роль в процессе образования.

72-82 129
Аннотация

   В данной статье авторами рассматривается проблема медиатизации сферы образования в аспекте исследования активности субъектов образовательных отношений в рамках теологического просвещения.

   Цель данной статьи — попытка осмысления потребности в теологическом контенте со стороны профессионального педагогического сообщества и учащейся молодежи.

   В рамках данного исследования использовались теоретические методы: анализ и синтез информации, сравнение и типологизация, культурологический метод. Сбор эмпирических данных осуществлялся путем опроса представителей разных возрастных и профессиональных групп, направленный на выявления потребности в теологическом образовательном контенте и актуальности медиаактивности в этом аспекте. В результате интерпретации теоретической и практической части исследования авторы приходят к выводу о зависимости содержательной части сопровождения процесса образования от двусторонней вовлеченности участников данных отношений. Невозможно ввести в методы и средства теологический контент в рамках преподавания некоторых гуманитарных дисциплин без соответствующего отклика от аудитории. Введение теологического компонента в образовательную практику рекомендуется через коммуникативные методы: беседы, дискуссии, конструктивные диалоги с представителями различных конфессий. Исследование обобщает теоретические представления о теологическом образовании в контексте медиа, а также его результаты могут быть использованы в формировании содержательной и методической части дисциплин: «истории религии», «теория культуры», «культурология», «философия», «теология». Среди содержательных выводов авторы отмечают следующее: активность в пространстве медиа зависит от социокультурных и историко-культурных обстоятельств, в которых находится профессиональное педагогическое сообщество и обучающиеся. Содержательная и аудиовизуальная наполненность образовательного теологического контента зависит от нескольких факторов: возможности и необходимости педагогу абстрагироваться от личностных убежденийь при отборе сопроводительного материала и его воспроизведении в рамках преподавания дисциплины. Активность в медиа зависит от вовлеченности в процесс создателя образовательного контента и его ориентацию на потребительский запрос.

83-98 112
Аннотация

   В статье рассматривается один из способов повышения эффективности преподавания высшей математики, которая изучается в техническом вузе с применением компьютерной технологии Maple 18 как компьютерное моделирование. Использование процедур, некоторых функций программы и материалов повышает наглядность, впрочем, на наш взгляд, имеются и другие способы повышения эффективности обучения, которые обсуждаются в педагогической практике, но они широко не применяются на занятиях. Пути изучения данной проблемы — анализ результатов обучения студентов технических вузов и педагогов, преподающих этот предмет с использованием компьютерного моделирования, которые заинтересовались повышением эффективности обучения и преподавания с использованием компьютерной программы Maple 18. В основе данного исследования – процесс освоения знаний по высшей математике студентов-инженеров технического вуза с применением компьютерного моделирования. Рассмотрены важнейшие этапы компьютерного моделирования и исследовательские вопросы при работе с будущими инженерами с целью проверки освоения учебного предмета на занятиях по высшей математике. Чтобы улучшить уровень обучения, обосновывается использование метода компьютерного моделирования, в том числе программы Maple 18; отмечается целесообразность использования компьютерного моделирования и компьютерной программы Maple 18.

99-115 117
Аннотация

   Актуальность вопросов, касающихся планирования учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава в образовательных организациях высшего образования, возросла в связи с повышением общей загруженности преподавателей, обусловленной необходимостью параллельной реализации разноуровневых образовательных программ, разработанных на основании образовательных стандартов разных поколений, а также достаточно резким внедрением в процесс обучения смешанных и дистанционных образовательных технологий в период пандемии.

   Цель статьи заключается в уточнении содержания понятий «управление учебной нагрузкой вуза», «цифровая трансформация процесса управления учебной нагрузкой вуза»; систематизации общих принципов и подходов к реализации цифровой трансформации процесса управления учебной нагрузкой преподавателей вузов; обобщении уникальных технологий цифровой трансформации процесса планирования учебной нагрузки преподавателей, разработанных на основе собственного опыта информатизации и цифровизации процессов в образовательных организациях России и Казахстана.

   В исследовании использовались методы теоретико-методологического анализа, теории управления, математического и компьютерного моделирования, проектирования информационных систем управления, менеджмента качества.

   Результаты и научная новизна. В статье представлены авторские интерпретации понятий «управление учебной нагрузкой» и «цифровая трансформация процесса управления учебной нагрузкой»; технологии управления учебной нагрузкой профессорско-преподавательского состава; математическая модель планирования учебной нагрузки, реализующая принципы самоуправляемых систем. На примере образовательных организаций высшего образования Казахстана и России произведен сравнительный анализ нормативной базы и технологий, использующихся в процессе управления учебной нагрузкой, представлен опыт цифровизации процесса в условиях различных моделей обучения (линейной, кредитной, смешанной). На основе результатов проведенных исследований сформулированы рекомендации, которые могут быть полезны в процессе цифровой трансформации образовательных учреждений.

ОБМЕН ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОПЫТОМ

116-127 95
Аннотация

   В настоящей статье поднимается вопрос о феномене вундеркинда как сверхэффективном развитии детей-музыкантов с целью совершенствования существующих традиционных систем обучения. Проблема сверхрезультатов и динамизации производительности и обучения практически во всех областях человеческой деятельности в современном мире все более обостряется. В сфере искусств это проявляется особенно наглядно.

   Этим обусловлена актуальность данного исследования, которое раскрывает тему через анализ биографических фактов и методов обучения известных музыкальных вундеркиндов XVIII–XXI веков, от Вольфганга Моцарта, Ференца Листа, Фридерика Шопена, Сергея Прокофьева, Франка Робинсона до Евгения Кисина, Ланг Ланга, Аими Кобаяши, Елисея Мысина и других (некоторые сведения введены в научно-исследовательскую литературу и проанализированы впервые, чем обусловлена научная новизна исследования).

   Авторы обнаруживают ряд закономерностей в профессиональном становлении сверходаренных детей, которые можно использовать для оптимизации традиционной методики обучения, а также ставят глобальные вопросы перед научным педагогическим сообществом о перспективе развития и новых методических направлениях образовательной системы, о применении новых ресурсов, появляющихся в связи со значительным прогрессом в области смежных наук — психологии, физиологии, биоинженерии, биомеханики.

128-132 91
Аннотация

   Современные реалии социальной жизнедеятельности предъявляют к личности требования не только профессионально-ориентированной подготовки, но и развития весьма востребованных гибких компетенций. Категория успеха, как личностного, так и профессионального, неразрывно связана с развитостью гибких компетенций. На рынке труда гибкие компетенции ценятся достаточно высоко, и именно степень их сформированности оценивается HR персоналом как «критически важный» фактор при трудоустройстве, обеспечивает быстрое построение карьеры и способствует высокой материальной оценке специалиста. Трансформация подготовки специалистов высшей квалификации в образовательном пространстве высшей школы на протяжении последних лет ориентирована на формирование гибких компетенций обучающихся посредством внедрения разнообразных методов в учебно- воспитательный процесс. Высшая школа нашей страны своевременно реагирует на новые вызовы, стоящие перед современным обществом, систематически модернизирует и внедряет инновационные образовательные инструменты в рабочий образовательный процесс, включая разработку образовательных стандартов нового поколения, взаимодействие с работодателями через систему кластеров «школа-вуз-предприятие», использование проектных бизнес-форм, научных проектов в учебном процессе, и т. д.

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

133-141 112
Аннотация

   На основе изучения в настоящее время рассекреченных архивных документов исследуется проблема эволюции государственной политики в сфере развития вычислительной техники в 1960-е гг. Формулируется вывод о том, что на рубеже 1950–60-х гг., во многом благодаря настояниям известных ученых, дипломатов, представителей промышленности и военно-промышленного комплекса (ВПК), руководством страны были приняты постановления, способствующие активизации разработок и производства в этой сфере. Однако ведомственные разногласия; неспособность руководства страны осознать основные тенденции мирового развития, игнорирование рекомендаций специалистов; пороки плановой системы, при которой предприятия не были заинтересованы в нововведениях; недостаточность ассигнований; нежелание изучать и использовать зарубежный и отечественный опыт государственной инновационной политики обусловили нарастающее отставание и, в конце концов, принятие решения о целесообразности копирования зарубежных устаревших образцов.

142-150 108
Аннотация

   В статье анализируется содержание общественной дискуссии, развернувшейся в городе Сургуте среди педагогического сообщества, работников музеев и выпускников местных школ по вопросу о дате образования одного из старейших учебных заведений города — гимназии им. Ф. К. Салманова. Автор при помощи историко-генетического метода, а также метода интервью предпринимает попытку выяснить роль Черномысовской спецпереселенческой школы в истории этой гимназии, а также Сургутской средней школы № 4. Делается вывод о том, что с юридической точки зрения правопреемницей Черномысовской школы является гимназия им. Ф. К. Салманова, тогда как историческое наследие спецпереселенческой школы принадлежит также и Сургутской средней школе № 4.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)