Характеристика и особенности формирования компетентности преподавателя вуза в инклюзивном образовании в системе дополнительного профессионального образования
https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.85.4.001
Аннотация
Данная статья посвящена формированию компетентности преподавателя вуза в инклюзивном образовании. В статье представлены результаты проведенного анализа теоретических подходов к пониманию рассматриваемой дефиниции. В ходе исследования уточнены теоретические представления о содержании и структуре компетентности преподавателя вуза в инклюзивном образовании в фокусе конкретизации деятельностного компонента, определения профессионально-педагогических задач в сфере инклюзивного образования, установления ее взаимосвязи с готовностью преподавателей к реализации инклюзивного образования. Обобщены и систематизированы структурные компоненты компетентности преподавателя вуза в инклюзивном образовании. Предложена совокупность базовых теоретико-методологических подходов к формированию компетентности преподавателя вуза в инклюзивном образовании с учетом специфики ее структурных компонентов и особенностями организации образовательного процесса для взрослого специалиста. Определены организационно-педагогические условия формирования компетентности преподавателя вуза в инклюзивном образовании в системе дополнительного профессионального образования. Даны рекомендации по формированию образовательного контента дополнительных профессиональных программ по вопросам инклюзивного образования.
Об авторе
И. В. ВинокуроваРоссия
Ирина Викторовна Винокурова, заместитель директора
ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Нижний Новгород
Список литературы
1. Бударина А. О., Старовой т Н. В. Социокультурные практики в подготовке педагогов инклюзивного образования: опыт БФУ имени Иммануила Канта // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. № 6 (87). С. 130–139.
2. Винокурова И. В. Структура и содержание готовности педагога вуза к реализации инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70–1. С. 78–83.
3. Возняк И. В. Формирование готовности педагогов к инклюзивному образованию детей в системе повышения квалификации : Дис. … канд. пед. наук. Белгород, 2017. 225 с.
4. Денисова О. А., Леханова О. Л., Поникарова В. Н. Оценка готовности педагогов к сопровождению профориентации, образования и трудоустройства инвалидов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 3 (96). С. 193–202.
5. Змеев С. И. Применение андрагогических принципов обучения в подготовке и повышении квалификации специалистов // Человек и образование. 2014. № 1 (38). С. 8–14
6. Карпович Т. Н. К вопросу о формировании инклюзивной компетентности педагогических работников учреждений профессионального образования. URL: http://ripo.unibel.by/index.php?id=3543 (дата обращения: 20. 03. 2023).
7. Козырева О. А. Изменения в структуре профессиональной компетентности педагога в условиях перехода к инклюзивному образованию // Сибирский вестник специального образования. 2017. № 1(19). С. 31–34.
8. Корнеев Д. Н., Корнеева Н. Ю., Саламатов А. А. Инклюзивная компетентность педагога профессионального обучения: от идеи к диссеминации педагогического опыта // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 5–1. С. 116–120.
9. Курносова С. А., Овчинникова С. А., Петрова Ю. В. Маркеры инклюзивной компетентности субъектов образовательного процесса // Гуманитарные науки. 2018. № 2 (42). С. 85–89.
10. Максимова Н. А. Формирование компетентности педагогов в процессе дополнительного профессионального образования для осуществления инклюзивного образования : Дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2021. 194 с.
11. Муллер О. Ю. Развитие методической компетентности преподавателей вуза в условиях инклюзивного образования : Дис. … канд. пед. наук. Казань, 2019. 269 с.
12. Поникарова В. Н. Динамика готовности педагогов к инклюзивному образованию: этапы, особенности и тенденции. Монография. Курск: Университетская книга, 2019. 122 с.
13. Турченко И. А. Формирование инклюзивной компетентности педагога в учреждении дополнительного образования взрослых : Автореф. … канд. пед. наук. Минск, 2018. 25 с.
14. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 20. 03. 2023).
15. Ярая Т. А. Механизмы формирования инклюзивной компетентности научно- педагогических работников // Гуманитарные науки. 2018. № 2 (42). С. 68–73.
16. Fernández-Cerero J., Montenegro-Rueda M., Fernández-Batanero J. M. Impact of University Teachers' Technological Training on Educational Inclusion and Quality of Life of Students with Disabilities: A Systematic Review. URL: https://europepmc.org/article/MED/36767938 (дата обращения: 20. 03. 2023).
Рецензия
Для цитирования:
Винокурова И.В. Характеристика и особенности формирования компетентности преподавателя вуза в инклюзивном образовании в системе дополнительного профессионального образования. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023;(4 (85)):9-19. https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.85.4.001
For citation:
Vinokurova I.V. Characteristics and Features of the Formation of the Competence of a University Teacher in Inclusive Education in the System of Additional Professional Education. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2023;(4 (85)):9-19. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.85.4.001