Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Характеристика и особенности формирования компетентности преподавателя вуза в инклюзивном образовании в системе дополнительного профессионального образования

https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.85.4.001

Аннотация

   Данная статья посвящена формированию компетентности преподавателя вуза в инклюзивном образовании. В статье представлены результаты проведенного анализа теоретических подходов к пониманию рассматриваемой дефиниции. В ходе исследования уточнены теоретические представления о содержании и структуре компетентности преподавателя вуза в инклюзивном образовании в фокусе конкретизации деятельностного компонента, определения профессионально-педагогических задач в сфере инклюзивного образования, установления ее взаимосвязи с готовностью преподавателей к реализации инклюзивного образования. Обобщены и систематизированы структурные компоненты компетентности преподавателя вуза в инклюзивном образовании. Предложена совокупность базовых теоретико-методологических подходов к формированию компетентности преподавателя вуза в инклюзивном образовании с учетом специфики ее структурных компонентов и особенностями организации образовательного процесса для взрослого специалиста. Определены организационно-педагогические условия формирования компетентности преподавателя вуза в инклюзивном образовании в системе дополнительного профессионального образования. Даны рекомендации по формированию образовательного контента дополнительных профессиональных программ по вопросам инклюзивного образования.

Об авторе

И. В. Винокурова
ФГБОУ ВО «НГПУ имени К. Минина»
Россия

Ирина Викторовна Винокурова, заместитель директора

ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Нижний Новгород



Список литературы

1. Бударина А. О., Старовой т Н. В. Социокультурные практики в подготовке педагогов инклюзивного образования: опыт БФУ имени Иммануила Канта // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. № 6 (87). С. 130–139.

2. Винокурова И. В. Структура и содержание готовности педагога вуза к реализации инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70–1. С. 78–83.

3. Возняк И. В. Формирование готовности педагогов к инклюзивному образованию детей в системе повышения квалификации : Дис. … канд. пед. наук. Белгород, 2017. 225 с.

4. Денисова О. А., Леханова О. Л., Поникарова В. Н. Оценка готовности педагогов к сопровождению профориентации, образования и трудоустройства инвалидов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 3 (96). С. 193–202.

5. Змеев С. И. Применение андрагогических принципов обучения в подготовке и повышении квалификации специалистов // Человек и образование. 2014. № 1 (38). С. 8–14

6. Карпович Т. Н. К вопросу о формировании инклюзивной компетентности педагогических работников учреждений профессионального образования. URL: http://ripo.unibel.by/index.php?id=3543 (дата обращения: 20. 03. 2023).

7. Козырева О. А. Изменения в структуре профессиональной компетентности педагога в условиях перехода к инклюзивному образованию // Сибирский вестник специального образования. 2017. № 1(19). С. 31–34.

8. Корнеев Д. Н., Корнеева Н. Ю., Саламатов А. А. Инклюзивная компетентность педагога профессионального обучения: от идеи к диссеминации педагогического опыта // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 5–1. С. 116–120.

9. Курносова С. А., Овчинникова С. А., Петрова Ю. В. Маркеры инклюзивной компетентности субъектов образовательного процесса // Гуманитарные науки. 2018. № 2 (42). С. 85–89.

10. Максимова Н. А. Формирование компетентности педагогов в процессе дополнительного профессионального образования для осуществления инклюзивного образования : Дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2021. 194 с.

11. Муллер О. Ю. Развитие методической компетентности преподавателей вуза в условиях инклюзивного образования : Дис. … канд. пед. наук. Казань, 2019. 269 с.

12. Поникарова В. Н. Динамика готовности педагогов к инклюзивному образованию: этапы, особенности и тенденции. Монография. Курск: Университетская книга, 2019. 122 с.

13. Турченко И. А. Формирование инклюзивной компетентности педагога в учреждении дополнительного образования взрослых : Автореф. … канд. пед. наук. Минск, 2018. 25 с.

14. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 20. 03. 2023).

15. Ярая Т. А. Механизмы формирования инклюзивной компетентности научно- педагогических работников // Гуманитарные науки. 2018. № 2 (42). С. 68–73.

16. Fernández-Cerero J., Montenegro-Rueda M., Fernández-Batanero J. M. Impact of University Teachers' Technological Training on Educational Inclusion and Quality of Life of Students with Disabilities: A Systematic Review. URL: https://europepmc.org/article/MED/36767938 (дата обращения: 20. 03. 2023).


Рецензия

Для цитирования:


Винокурова И.В. Характеристика и особенности формирования компетентности преподавателя вуза в инклюзивном образовании в системе дополнительного профессионального образования. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023;(4 (85)):9-19. https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.85.4.001

For citation:


Vinokurova I.V. Characteristics and Features of the Formation of the Competence of a University Teacher in Inclusive Education in the System of Additional Professional Education. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2023;(4 (85)):9-19. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.85.4.001

Просмотров: 152


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)