Цифровая трансформация процесса управления учебной нагрузкой вуза
https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.85.4.010
Аннотация
Актуальность вопросов, касающихся планирования учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава в образовательных организациях высшего образования, возросла в связи с повышением общей загруженности преподавателей, обусловленной необходимостью параллельной реализации разноуровневых образовательных программ, разработанных на основании образовательных стандартов разных поколений, а также достаточно резким внедрением в процесс обучения смешанных и дистанционных образовательных технологий в период пандемии.
Цель статьи заключается в уточнении содержания понятий «управление учебной нагрузкой вуза», «цифровая трансформация процесса управления учебной нагрузкой вуза»; систематизации общих принципов и подходов к реализации цифровой трансформации процесса управления учебной нагрузкой преподавателей вузов; обобщении уникальных технологий цифровой трансформации процесса планирования учебной нагрузки преподавателей, разработанных на основе собственного опыта информатизации и цифровизации процессов в образовательных организациях России и Казахстана.
В исследовании использовались методы теоретико-методологического анализа, теории управления, математического и компьютерного моделирования, проектирования информационных систем управления, менеджмента качества.
Результаты и научная новизна. В статье представлены авторские интерпретации понятий «управление учебной нагрузкой» и «цифровая трансформация процесса управления учебной нагрузкой»; технологии управления учебной нагрузкой профессорско-преподавательского состава; математическая модель планирования учебной нагрузки, реализующая принципы самоуправляемых систем. На примере образовательных организаций высшего образования Казахстана и России произведен сравнительный анализ нормативной базы и технологий, использующихся в процессе управления учебной нагрузкой, представлен опыт цифровизации процесса в условиях различных моделей обучения (линейной, кредитной, смешанной). На основе результатов проведенных исследований сформулированы рекомендации, которые могут быть полезны в процессе цифровой трансформации образовательных учреждений.
Об авторах
Е. В. ШевчукРоссия
Елена Владимировна Шевчук, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры
кафедра высшей математики
Новосибирск
О. В. Григоренко
Россия
Ольга Викторовна Григоренко, кандидат физико- математических наук, доцент, заведующая кафедрой
кафедра высшей математики
Новосибирск
А. В. Шпак
Россия
Андрей Владимирович Шпак, кандидат технических наук, доцент, заведующий библиотекой
научно-техническая библиотека
Новосибирск
Список литературы
1. Духновский С. В., Мищенко В. А., Миронов А. В. Отношение к времени и эмоциональное выгорание научно- педагогических работников // Север и молодежь: здоровье, образование, карьера : сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Ханты-Мансийск, 18–19 ноября 2021 года. Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2021. С. 189–194.
2. Лапчик М. П. О понятийно-терминологической базе информатизации образования // Информатизация непрерывного образования — 2018 : материалы Международной научной конференции : в 2 томах, Москва, 14–17 октября 2018 года / Под общей редакцией В. В. Гриншкуна. Том 1. Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2018. С. 333–339.
3. Носков М. В., Дьячук П. П., Добронец Б. С. [и др.] Эволюция образования в условиях информатизации // Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2019. 212 с.
4. Райчук Д. Ю. Аудиторная нагрузка ППС в свете мирового опыта // Высшее образование в России, 2016. № 1. С. 105–112.
5. Сеньковская А. А. Математическое моделирование и методы оптимизации учебного процесса вуза (на примере задач формирования рабочих учебных планов). Автореф. дис. … канд. тех. наук. Омск, 2021. 154 с.
6. Степанова Г. А., Демчук А. В., Арпентьева М. Р. Цифровизация и проблемы современного российского образования // Гуманитарные науки (г. Ялта), 2021. № 3(55). С. 16–27.
7. Твердовский О. В., Шевчук Е. В., Шпак А. В. Опыт цифровой трансформации процесса управления качеством документационного обеспечения образовательных программ // Современные информационные технологии и ИТ-образование, 2023. Т. 19(1).
8. Шахова Е. Ю. Моделирование распределения рабочего времени преподавателей // Статистика и Экономика, 2017. № 1. С. 11–23.
9. Шевчук Е. В., Шпак А. В. Опыт создания и внедрения информационно-управляющей образовательной среды в вузе и особенности ее адаптации в лицее // Информатика и образование, 2019. № 2(301). С. 47–55.
10. Шевчук Е. В., Шпак А. В. Управление аудиторными ресурсами образовательной организации // Информатика и образование, 2022. Т. 37. № 5. С. 15–25.
11. Эрштейн Л. Б. Чрезмерная нагрузка преподавателей вузов как фактор разрушения высшего образования в России // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2021. № 2. С. 75–87.
12. Яшин А. А., Струкова М. Н. Нормирование и распределение учебной нагрузки: взгляд практика // Университетское управление: практика и анализ, 2015. № 6(100). — С. 100–108.
13. Электронный ректорат: Информационно- аналитический комплекс по управлению вузом / У. Б. Ашимов, Л. С. Каиржанова, А. В. Шпак. — Свидетельство о государственной регистрации Республики Казахстан от 24. 04. 2012 № 503.
14. Lee S. J., Jung H., Shin J. C. Changes in academics’ identity, job satisfaction, and job stress between 1992 and 2018 in South Korea. Higher Education Forum, 2020. № 17. P. 207–223.
15. Shin J. C., Jung J. Academics job satisfaction and job stress across countries in the changing academic environments // High Education, 2014. № 67. P. 603–620.
Рецензия
Для цитирования:
Шевчук Е.В., Григоренко О.В., Шпак А.В. Цифровая трансформация процесса управления учебной нагрузкой вуза. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023;(4 (85)):99-115. https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.85.4.010
For citation:
Shevchuk E.V., Grigorenko O.V., Shpak A.V. Digital Transformation of the Process of Managing the Educational Workload of the University Teachers. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2023;(4 (85)):99-115. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.85.4.010