Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Цифровая трансформация процесса управления учебной нагрузкой вуза

https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.85.4.010

Аннотация

   Актуальность вопросов, касающихся планирования учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава в образовательных организациях высшего образования, возросла в связи с повышением общей загруженности преподавателей, обусловленной необходимостью параллельной реализации разноуровневых образовательных программ, разработанных на основании образовательных стандартов разных поколений, а также достаточно резким внедрением в процесс обучения смешанных и дистанционных образовательных технологий в период пандемии.

   Цель статьи заключается в уточнении содержания понятий «управление учебной нагрузкой вуза», «цифровая трансформация процесса управления учебной нагрузкой вуза»; систематизации общих принципов и подходов к реализации цифровой трансформации процесса управления учебной нагрузкой преподавателей вузов; обобщении уникальных технологий цифровой трансформации процесса планирования учебной нагрузки преподавателей, разработанных на основе собственного опыта информатизации и цифровизации процессов в образовательных организациях России и Казахстана.

   В исследовании использовались методы теоретико-методологического анализа, теории управления, математического и компьютерного моделирования, проектирования информационных систем управления, менеджмента качества.

   Результаты и научная новизна. В статье представлены авторские интерпретации понятий «управление учебной нагрузкой» и «цифровая трансформация процесса управления учебной нагрузкой»; технологии управления учебной нагрузкой профессорско-преподавательского состава; математическая модель планирования учебной нагрузки, реализующая принципы самоуправляемых систем. На примере образовательных организаций высшего образования Казахстана и России произведен сравнительный анализ нормативной базы и технологий, использующихся в процессе управления учебной нагрузкой, представлен опыт цифровизации процесса в условиях различных моделей обучения (линейной, кредитной, смешанной). На основе результатов проведенных исследований сформулированы рекомендации, которые могут быть полезны в процессе цифровой трансформации образовательных учреждений.

Об авторах

Е. В. Шевчук
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет геосистем и технологий»
Россия

Елена Владимировна Шевчук, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры

кафедра высшей математики

Новосибирск



О. В. Григоренко
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет геосистем и технологий»
Россия

Ольга Викторовна Григоренко, кандидат физико- математических наук, доцент, заведующая кафедрой

кафедра высшей математики

Новосибирск



А. В. Шпак
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет геосистем и технологий»
Россия

Андрей Владимирович Шпак, кандидат технических наук, доцент, заведующий библиотекой

научно-техническая библиотека

Новосибирск



Список литературы

1. Духновский С. В., Мищенко В. А., Миронов А. В. Отношение к времени и эмоциональное выгорание научно- педагогических работников // Север и молодежь: здоровье, образование, карьера : сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Ханты-Мансийск, 18–19 ноября 2021 года. Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2021. С. 189–194.

2. Лапчик М. П. О понятийно-терминологической базе информатизации образования // Информатизация непрерывного образования — 2018 : материалы Международной научной конференции : в 2 томах, Москва, 14–17 октября 2018 года / Под общей редакцией В. В. Гриншкуна. Том 1. Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2018. С. 333–339.

3. Носков М. В., Дьячук П. П., Добронец Б. С. [и др.] Эволюция образования в условиях информатизации // Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2019. 212 с.

4. Райчук Д. Ю. Аудиторная нагрузка ППС в свете мирового опыта // Высшее образование в России, 2016. № 1. С. 105–112.

5. Сеньковская А. А. Математическое моделирование и методы оптимизации учебного процесса вуза (на примере задач формирования рабочих учебных планов). Автореф. дис. … канд. тех. наук. Омск, 2021. 154 с.

6. Степанова Г. А., Демчук А. В., Арпентьева М. Р. Цифровизация и проблемы современного российского образования // Гуманитарные науки (г. Ялта), 2021. № 3(55). С. 16–27.

7. Твердовский О. В., Шевчук Е. В., Шпак А. В. Опыт цифровой трансформации процесса управления качеством документационного обеспечения образовательных программ // Современные информационные технологии и ИТ-образование, 2023. Т. 19(1).

8. Шахова Е. Ю. Моделирование распределения рабочего времени преподавателей // Статистика и Экономика, 2017. № 1. С. 11–23.

9. Шевчук Е. В., Шпак А. В. Опыт создания и внедрения информационно-управляющей образовательной среды в вузе и особенности ее адаптации в лицее // Информатика и образование, 2019. № 2(301). С. 47–55.

10. Шевчук Е. В., Шпак А. В. Управление аудиторными ресурсами образовательной организации // Информатика и образование, 2022. Т. 37. № 5. С. 15–25.

11. Эрштейн Л. Б. Чрезмерная нагрузка преподавателей вузов как фактор разрушения высшего образования в России // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2021. № 2. С. 75–87.

12. Яшин А. А., Струкова М. Н. Нормирование и распределение учебной нагрузки: взгляд практика // Университетское управление: практика и анализ, 2015. № 6(100). — С. 100–108.

13. Электронный ректорат: Информационно- аналитический комплекс по управлению вузом / У. Б. Ашимов, Л. С. Каиржанова, А. В. Шпак. — Свидетельство о государственной регистрации Республики Казахстан от 24. 04. 2012 № 503.

14. Lee S. J., Jung H., Shin J. C. Changes in academics’ identity, job satisfaction, and job stress between 1992 and 2018 in South Korea. Higher Education Forum, 2020. № 17. P. 207–223.

15. Shin J. C., Jung J. Academics job satisfaction and job stress across countries in the changing academic environments // High Education, 2014. № 67. P. 603–620.


Рецензия

Для цитирования:


Шевчук Е.В., Григоренко О.В., Шпак А.В. Цифровая трансформация процесса управления учебной нагрузкой вуза. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023;(4 (85)):99-115. https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.85.4.010

For citation:


Shevchuk E.V., Grigorenko O.V., Shpak A.V. Digital Transformation of the Process of Managing the Educational Workload of the University Teachers. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2023;(4 (85)):99-115. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.85.4.010

Просмотров: 117


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)