Как в ребенке разбудить вундеркинда: музыканты на пути к Парнасу
https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.85.4.011
Аннотация
В настоящей статье поднимается вопрос о феномене вундеркинда как сверхэффективном развитии детей-музыкантов с целью совершенствования существующих традиционных систем обучения. Проблема сверхрезультатов и динамизации производительности и обучения практически во всех областях человеческой деятельности в современном мире все более обостряется. В сфере искусств это проявляется особенно наглядно.
Этим обусловлена актуальность данного исследования, которое раскрывает тему через анализ биографических фактов и методов обучения известных музыкальных вундеркиндов XVIII–XXI веков, от Вольфганга Моцарта, Ференца Листа, Фридерика Шопена, Сергея Прокофьева, Франка Робинсона до Евгения Кисина, Ланг Ланга, Аими Кобаяши, Елисея Мысина и других (некоторые сведения введены в научно-исследовательскую литературу и проанализированы впервые, чем обусловлена научная новизна исследования).
Авторы обнаруживают ряд закономерностей в профессиональном становлении сверходаренных детей, которые можно использовать для оптимизации традиционной методики обучения, а также ставят глобальные вопросы перед научным педагогическим сообществом о перспективе развития и новых методических направлениях образовательной системы, о применении новых ресурсов, появляющихся в связи со значительным прогрессом в области смежных наук — психологии, физиологии, биоинженерии, биомеханики.
Ключевые слова
Об авторах
Е. Е. КуликоваРоссия
Елена Евгеньевна Куликова, кандидат искусствоведения, доцент
кафедра музыкально-инструментальной подготовки института музыки, театра и хореографии
Санкт-Петербург
Е. С. Сартакова
Россия
Елена Сергеевна Сартакова, кандидат искусствоведения, доцент
кафедра музыкально-инструментальной подготовки института музыки, театра и хореографии
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Алякринский Б. С. О таланте и способностях. Очерки о самовоспитании. Монография. М.: Знание, 2017. 176 с.
2. Зайков А. 15 музыкальных вундеркиндов со всего мира // Электрон. журнал: Союз. Музыка. 19. 09. 2017. С. 1–12. URL: https://www.soyuz.ru/articles/934 (дата обращения: 30. 12. 2022)
3. Заславский Г. Евгений Кисин: «Я не считаю азиатскую школу бездушной» // Электрон. журнал: Газета «Идеи и люди». 2009. C. 2–4. URL: https://www.ng.ru/ideas/2009–05–20/7_kisin.html?print=y (дата обращения: 09. 11. 2022)
4. Исакофф С. Громкая история фортепиано. От Моцарта до современного джаза со всеми остановками / пер. с англ. Л. Ганкина. Монография. Москва: АСТ: CORPUS, 2014. 480 с.
5. Исполнители // Электрон. журнал: kids’music. Akim Camara. Frano Zivkovic. Elisey Mysin. 20. 01. 2018. URL: https://kidsmusic.info/artists/akim-camara, https://kidsmusic.info/artists/frano-zivkovic, https://kidsmusic.info/artists/elisey-mysin (дата обращения: 04. 01. 2023)
6. Куликова Е. Е. Психофизиологические принципы эффективного упражнения на фортепиано. Монография. СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. 125 с.
7. Мохов А. А., Чапленко А. А., Яворский А. Н. Использование технологий геномного редактирования: достижения и перспективы. // Биомедицина. 2019. Т. 15, № 2. С. 34–42. doi: 10.33647/2074–5982–15–2–34–42 (дата обращения: 21. 07. 2022)
8. Никонов В. О., Трефилов Д. С. Как разбудить детскую одаренность // Электрон. журнал «Сайт психологов b17.ru». 2019. URL: https://www.b17.ru/blog/112961/ (дата обращения: 01. 10. 22)
9. Поликутина Л. Биография Ланг Ланга URL: https://vk.com/topic-6697652_14731062 (дата обращения: 15. 11. 2022)
10. Проль Е. До чего генетика дошла! Что о вас может рассказать ДНК-тест? // Электрон. журнал: 103BY. 26. 10. 2020. C. 1–13. URL: https://mag.103.by/topic/88803-do-chego-genetika-doshla-chto-o-vas-mozhet-rasskazaty-dnk-test/ (дата обращения: 09. 07. 2022)
11. Рыжкова А. 6 великих музыкантов- вундеркиндов, которых считали гениями с малых лет //Электрон. журнал: CHIPS journal. 11 декабря 2017. С. 1–7. URL: https://zen.yandex.ru/media/chipsjournal/6-velikih-muzykantovvunderkindov-kotoryh-schitali-geniiami-s-malyh-let-5a2e460cc5feaffe0d7252da. (дата обращения: 14. 10. 2022)
12. Смагулова Л. Юная Звезда — Аими Кобаяши (или Кобаяси) — пианистка из Японии // Электрон. журнал: Popurri.kz. Всё о классической музыке. 2012. С. 1–3. URL: http://www.popurri.kz/ispolniteli/yunaya-zvezda-aimi-kobayashiili-kobayasi-pianistka-iz-yaponii/ (дата обращения: 18. 12. 2022)
13. Сюй Бо. Китайские пианисты на рубеже ХХ–ХХI веков: исполнительские достижения и система обучения // Электрон. журнал: Южно-Российский музыкальный альманах. 2011. С. 59–68. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskie-pianisty-na-rubezhe-hh-hhi-vekov-ispolnitelskie-dostizheniya-i-sistema-obucheniya (дата обращения: 25. 12. 2022)
14. Ференц Лист: биография, интересные факты, творчество // Электрон. журнал: Soundtimes.ru Музыкальная шкатулка. Великие композиторы. 2020. С. 1–10. URL: https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/ferents-list (дата обращения: 24. 10. 2022)
15. Czerny C. Theoretical and practical Piano Forte School in 3 volumes by Charles Czerny. Opera 500. Vienna, 1839. 533 p.
Рецензия
Для цитирования:
Куликова Е.Е., Сартакова Е.С. Как в ребенке разбудить вундеркинда: музыканты на пути к Парнасу. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023;(4 (85)):116-127. https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.85.4.011
For citation:
Kulikova E.E., Sartakova E.S. How to Wake Up a Child Prodigy: Musicians on the Way to Parnassus. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2023;(4 (85)):116-127. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.85.4.011