Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Повышение мотивации студентов к учебной деятельности в педагогическом вузе

https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.85.4.002

Аннотация

   Статья посвящена проблеме повышения мотивации студентов к учебной деятельности в педагогическом вузе. На основе изучения психолого-педагогических исследований авторы раскрывают роль мотивации в высшем образовании, представляют характеристику содержания понятия «мотивация», анализируют пути повышения уровня мотивации студентов к учебной деятельности, а также предлагают свое понимание проблемы. Авторы, опираясь на собственный практический опыт, описывают пути повышения учебной мотивации студентов БУ «Сургутский государственный педагогический университет» в рамках изучения дисциплин. Кроме того, представляют результаты эмпирического исследования учебной мотивации студентов 1 и 5 курсов данного университета. Для измерения уровня учебной мотивации авторы использовали методику «Шкала академической мотивации» коллектива исследователей под руководством Т. О. Гордеевой. Сопоставление результатов средних значений по шкалам позволил выделить ведущие типы учебной мотивации обучающихся. Для определения статистически значимых различий по шкалам мотивации использовался критерий Стьюдента для независимых выборок. Результаты позволили сделать вывод о наличии у первокурсников мотивов учебной деятельности, связанных с избеганием возможных проблем, например, со стороны родителей, деканата, а также отсутствием интереса и ощущения осмысленности к учебе. Таким образом, подтвердилась необходимость систематической работы над повышением учебной мотивации обучающихся. Авторы приходят к выводу о том, что учебная мотивация является одним из решающих факторов эффективности учебного процесса в вузе, представляя собой совокупность мотивов, вызывающих активность студентов в образовательном процессе.

Об авторах

С. М. Зырянова
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
Россия

Светлана Михайловна Зырянова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры

кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Сургут



А. В. Иванова
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
Россия

Ангелина Валерьевна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры

кафедра высшей математики и информатики

Сургут



Е. А. Шанц
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
Россия

Евгения Альфридовна Шанц, кандидат педагогических наук, доцент, доцент
кафедры

кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Сургут



Список литературы

1. Бордовская Н. В. Педагогика: учебное пособие. СПб.: Питер, 2009. 230 c.

2. Гордеева Т. О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития : Дис. … д-ра. психол. наук : 19.00.07 / Т.О. Гордеева. М., 2013. 444 с.

3. Гордеева Т. О. Мотивация школьников XXI века: практические советы : Метод. пособие. M.: Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2022. 135 c.

4. Гордеева Т. О. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Том 35. № 4. С. 98–109.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на- Дону: Феникс, 2005. 375 c.

6. Маркова А. К. Формирование мотивации учения. M.: Просвещение, 2006. 203 c.

7. Овчинников М. В. Структура и динамика мотивации учения студентов педагогического вуза // Профессиональное образование. Столица. Приложение «Новые педагогические исследования». 2007. № 5. С. 151–155.

8. Deci E. L., Ryan R. M. The «What» and «Why» of Goal Pursuits: Human Needs and the Self- Determination of Behavior // Psychological Inquiry. 2000. Vol. 11. P. 319–338.


Рецензия

Для цитирования:


Зырянова С.М., Иванова А.В., Шанц Е.А. Повышение мотивации студентов к учебной деятельности в педагогическом вузе. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023;(4 (85)):20-28. https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.85.4.002

For citation:


Zyryanova S.M., Ivanova A.V., Shants E.A. Increasing Students’ Motivation for Learning Activities in the Pedagogical University. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2023;(4 (85)):20-28. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.85.4.002

Просмотров: 201


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)