ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Статья посвящена теоретическому осмыслению понятия и феномена новой социальной реальности. В формате теоретико-социологического экскурса рассматриваются предпосылки их появления. Выделены ключевые характеристики новой социальной реальности как явления, рассмотрены основные особенности новой социальной реальности в России. Утверждается, что внутри страны она означает необходимость радикальной перестройки сознания и поведения подавляющего большинства населения, принятие им (хотя бы внешне) новых требований руководства России.
СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Статья посвящена анализу взаимосвязи качества социального капитала студенчества Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и уровня их субъективного благополучия. Методология исследования базируется на применении теории капитала П. Бурдье к рассмотрению социального благополучия. Эмпирической базой исследования стали результаты массового опроса студентов вузов ХМАО-Югры, проведенного весной 2022 г. под руководством д.социол.н., профессора В. П. Засыпкина. Выборка квотная. Объем выборки составил 2358 студентов, предельная ошибка выборки не превышает 2%.
Было выявлено, что в настоящее время социальный капитал семьи выступает одной из базовых основ формирования субъективного благополучия студентов. Кроме того, сущностной составляющей субъективного благополучия является коллективный капитал образовательной сферы и ориентация на включение в профессиональное сообщество после окончания вуза в процессе профессиональной самореализации и профессионального роста. Нивелирование существующих барьеров в реализации образовательной деятельности и профессионального становления студенчества — ключевой фактор влияния на субъективное благополучие студенчества и корректировки направлений образовательной политики вуза.
В настоящее время в системе среднего профессионального образования происходит смещение акцентов в сторону воспитательной работы. Традиционно в российской системе образования воспитательная функция рассматривалась с позиции педагогики. Однако уже в начале 20 века зарубежными социологами воспитание рассматривается как общественная функция. В связи с чем возникает потребность рассматривать воспитание с применением социологических подходов. Несомненно, что среди всех элементов системы среднего профессионального образования наибольшую роль в организации воспитательной работы играют педагогические кадры. Для успешного воспитания студентов важен авторитет педагога, который, если следовать теории социального пространства П. Бурдьё, возникает из символического капитала. Цель данной статьи — на основании социологических концепций сформулировать авторское определение понятия воспитания и рассмотреть применимость концепции Бурдьё о формах капитала к организации воспитательной работы в профессиональных образовательных организациях. Результаты, полученные в ходе данного исследования, будут использованы для постановки и проверки гипотезы эмпирического исследования реализации воспитательной функции в системе среднего профессионального образования.
В статье представлены результаты эмпирического исследования удовлетворенности выпускников БУ «Сургутский государственный педагогически университет» педагогических направлений качеством полученного образования. Определены результаты обучения (знание задач и проблем профессиональной деятельности, готовность к самостоятельной профессиональной деятельности, соответствие сформированных компетенции и профессиональной деятельности, соответствие полученных теоретических знаний и практических навыков, личностных качеств требованиям рынка труда), влияющих на удовлетворенность профессиональной деятельностью педагогов. Рассчитан коэффициент ранговой корреляции Спирмена для определения силы связи между удовлетворенностью выпускника своей профессиональной деятельностью и удовлетворенностью результатами полученного им образования. Определены наиболее значимые элементы в структуре полученного образования, отвечающие за удовлетворенность профессиональной деятельностью выпускника.
Реорганизация социальной жизнедеятельности индивидуума, связанная с трансформацией функционирования всех общественных систем и институтов, включая преобразование социально-коммуникативных практик в современных складывающихся условиях, подвигает социально-гуманитарный научный дискурс к исследованию значимых компетенций, способствующих успешности индивида в социуме. Инновационные требования социума к современной личности требуют переосмысления некоторых образовательных задач и выработки стратегий формирования новых базовых структур социальных компетенций, а также выявления средств и факторов их формирования.
Признавая сложившееся общепринятое понимание социальной компетентности как интегративное качество личности, включающее адекватную адаптацию индивида в социальной реальности, развитость социально-значимых знаний и навыков, считаем целесообразным акцентировать внимание на формировании социально-коммуникативных умений посредством обновлённых практик их развития в новых условиях функционирования современного социума — цифровизации, виртуализации и ценностной нестабильности.
Образование — это фундаментальная основа для потенциального развития общества. Как и все сферы деятельности, образование не статично во времени. В настоящее время важно не только передать знания, но и научить студентов добывать их самостоятельно в быстро меняющихся информационных потоках. Как правило, основным проводником к знаниям выступает преподаватель. От качества педагогической деятельности преподавателя зависит результат и оценка учебного процесса. Именно преподаватели вуза ответственны за подготовку высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов. В связи с этим со стороны общества предъявляются высокие требования к деятельности преподавателей, которые коррелируют с уровнем привлекательности учебного заведения для студентов. В последнее время формирование положительного образа преподавателя становится актуальной проблемой. В данном контексте особое значение придается изучению личности преподавателя. Интересным и показательным является практическое исследование «Преподаватель глазами студентов». В публикации анализируются представления студентов об образе современного преподавателя технического вуза, степень его влияния на вовлеченность студентов в учебный процесс; обосновывается необходимость использования наиболее важных критериев при оценке педагогической деятельности преподавателей. По результатам исследования установлено, что важнейшим фактором формирования профессиональных компетенций студентов является личность преподавателя, его система ценностей — развитые профессиональные, общекультурные и педагогические компетенции.
СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ
Молодежь ежегодно пополняет экономически активное население страны, выступая важным субъектом социальных перемен и инновационной силой современного российского общества. В связи с этим важно понимать, как использовать эту силу, на достижение каких целей необходимо направить ее потенциал, поскольку от решения этих задач зависит благополучие общества. Одновременно следует учитывать, что трансформационные процессы в обществе приводят к изменению роли социальных институтов, росту социальной напряженности, социальной дифференциация молодежи, кризису ценностного сознания и, в конечном итоге, к обострению молодежных проблем. В сложившихся условиях признанной формой взаимодействия поколений становится молодежная политика, успешная реализация которой способна обеспечить возможности инновационного развития государства.
Кроме того, углубление самостоятельности регионов и развитие местного самоуправления предопределило инновационное содержание муниципальной молодежной политики. Муниципальная молодежная политика выступает в роли важнейшего инструмента для формирования, развития и активного использования потенциала молодых людей. В статье представлено содержание работы с лянторской молодежью, выявлены ее предпочтения и основные проблемы, которые возникают на муниципальном уровне, сформулирован вывод о необходимости совершенствования подходов к процессу реализации программ молодежной политики.
Целью данной статьи является разработка предложений по модернизации системы воспитательной работы с молодежью в условиях цифровой трансформации социума с учетом изменения ценностей современной российской молодежи. Работа выполнена на основе методов анализа статистических данных и анализа документов. Научной новизной работы является соотнесение государственной политики в области воспитания молодежи с учетом смещения акцентов социальной активности молодежи в цифровое пространство. Результатом работы служат предложения по совершенствованию системы воспитательной работы не только с талантливой молодежью, способной не просто соответствовать потребностям молодого поколения, а формировать эти потребности с учетом цифровой трансформации.
В статье рассматривается отношение российской молодёжи к протестным акциям. В рамках поставленной цели анализируется ее протестный потенциал с выявлением социально-демографических характеристик. Выделяются источники получения информации как фактора, влияющего на поддержку протестных акций, и условия, при которых это происходит. Описываются социальные портреты молодежи, которая поддерживает и не поддерживает протестные акции, представлены результаты общероссийских и региональных опросов о формах политического участия и протестной активности российской молодежи. Приводятся результаты авторского социологического исследования «Общественно-политическая активность молодежи города Ульяновска в возрасте 25–35 лет» с использованием метода социологического опроса в форме анкетирования, реализованного с применением сервиса «Quizer» и фокусированных интервью в группах.
СОЦИОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ
В статье рассмотрена категория культуры здоровья. Указаны ее принципиальные отличия от рядоположенных понятий. Представлены факторы, характеризующие культуру здоровья. Специфика статьи состоит в том, что культура здоровья рассмотрена как элемент культурологического диапазона кочевых народов Арктики, проживающих в Ямало- Ненецком автономном округе. Эмпирическое исследование показало, что культура здоровья кочевников существенно отличается от традиционной, что обуславливает более выраженные нарушения здоровья, особенно у детей малочисленных народов Севера.
Целью нашей статьи было проанализировать публикации иностранных исследователей, посвященные социальным явлениям в период пандемии Covid-19.
Большая часть исследований построена на основании использования онлайн-опросов, стандартизованных методик для различных групп населения. Выборки исследований разнообразны: случайные; студенты (как наиболее доступная группа); медицинские работники (как группа риска); полицейские; родители; супруги; специфические группы риска (курильщики и алкогольно— и наркозависимые). Географический охват: Европейские страны (Великобритания, Австрия, Испания), США, Китай, Бразилия, Израиль.
СОЦИОЛОГИЯ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ
Статья посвящена вопросу оценки ключевых аспектов самоидентификации студентов-журналистов в цифровую эпоху, связанных прежде всего с будущей профессиональной деятельностью (преимущества профессии, основные ее трудности, целевые ориентиры обучающихся). Анкетирование позволило выявить ряд противоречий: боязнь цензуры, которая способна творческий порыв, низкий уровень саморефлексии, отсутствие интереса к медиапроектированию, игнорирование культурного кода, концептосферы Югры, не учитываются угрозы цифровизации журналистики.
Кроме того, автор предлагает «Модель профессиональной идентификации студентов-журналистов», с опорой на которую возможны комплексное и осознанное выстраивание учебного процесса по формированию целостной медиаличности обучающегося и устранению указанных противоречий, выбор оптимальных форм и методов обучения студентов-журналистов в цифровую эпоху.
В условиях современных реалий можно говорить об изменении формы и содержания сферы любовных отношений, об увеличении нелегитимизированных форматов отношений, одной из таких форм является полиамория. Статья посвящена изучению процесса формирования полиаморов как виртуальной группы. Целью работы является рассмотрение процесса формирования сообщества полиаморов в интернет-пространстве. На основе проведенного авторами неформализованных интервью, а также анализа анкет интернет-сообщества Poly-dating/Поли-знакомства на площадке Telegram выявляется социальный портрет полиамора, рассмотрены поисковые запросы и критерии поиска. Авторы делают вывод о том, онлайн-пространство выступает базой для формирования офлайн-сообщества, а также помогает формировать само сообщество полиаморов. Помимо этого, авторы приходят к выводу, что на данный момент территориями, наиболее насыщенными представителями сообщества, готовыми к проявлению, социальным взаимодействиям и знакомствам, являются Москва, Московская область и Санкт-Петербург.
Цель статьи — анализ тенденций медиапотребления в динамике их развития в современном обществе. На основе социологических методов исследования выявлены тенденции потребления медиа, обозначены основные тренды медиапотребления в России. Применение социологического метода и сравнительного анализа позволило определить факторы, влияющие на динамику медиапотребления, выявить особенности, проявляющиеся в медиаповедении различных социально-демографических групп. Проведённый анализ характера социальных практик в современном медиапространстве помог очертить некоторые перспективы развития тенденций медиапотребления в российском обществе. Новизной авторского исследования является уточнение понятия «медиапространство», а также углубление понимания характера изменения медиаактивности на общероссийском уровне в контексте ее воздействия на медиапотребление в условиях неопределенности в современном обществе.
Изучение морально-этических аспектов применения шоковой рекламы (социальной и коммерческой) позволит определить уровень приемлемости применения шоковых технологий в различных коммуникационных каналах. В результате исследования, проведённого методом анкетирования с последующим социологическим анализом данных, были выявлены наиболее (не-)приемлемые виды шоковой рекламы. Так, приемлемость наготы (Δср,%) в канале коммерческой интернет-рекламы достигает (+113,4%), её же неприемлемость в канале наружной рекламы (–53,3%); в использовании нецензурной лексики наблюдается большая приемлемость в интернет-рекламе (+102,79%), по сравнению с наружной рекламой (–64, 94%). Ненадлежащее использование религиозных символов наиболее отрицательно воспринимается респондентами в социальной рекламе на телевидении (–127%). По всем каналам коммуникации получены отрицательные средние значения (от –11,28 до –65,66) по приемлемости применения шоковой рекламы. Таким образом, шоковая реклама чаще всего не соответствует уровню морально-этической приемлемости человека и нарушает соответствие его социальных ожиданий реальности, но является эффективной для большинства респондентов (55,7%) при соблюдении границ приемлемости. Шоковый контент чаще оправдан в социальной рекламе.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В статье посредством теоретического анализа и обобщения изучены вопросы, лежащие в проблемном пространстве стереотипов в межкультурной коммуникации.
Актуальность материала заключается в рассмотрении аспектов формирования стереотипов, подходов к их стереотипизации, функционализации, роли и возможности преодоления в случае необходимости достижения эффективной межкультурной коммуникации. Новизна исследования находится в попытке выявления необходимости применения стереотипов и анализа случаев необходимости их использования в общении с представителями других культур. Результаты исследования позволили раскрыть вопрос их использования в ходе осуществления межкультурных взаимодействий.
В связи с объявлением в СНГ 2022 года годом народного творчества и культурного наследия Российское общество социологов инициировало проведение в 2022 году очередного для РОС исследования. Цель и задачи исследования — изучение связей поколений в меняющейся действительности, а также отношения студенчества к истории страны и народов, входивших в состав СССР. В статье представлена общая характеристика исследования РОС-2022 «Культурное наследие и связь поколений».
ИСТОРИКИ В ГОСТЯХ У СОЦИОЛОГОВ
Данная статья представляет собой попытку ретроспективного анализа управления государственным имуществом в Российской империи с 1837 по 1917 годы. Интерес к указанной теме обусловлен тем, что в современной России проблема совместимости эффективной хозяйственной деятельности с бюрократическим типом организаций, представляющих государство [11, c. 75], что является одной из ключевых организационных и экономико-управленческих проблем. Извлечение уроков на основе ретроспективного анализа эффективного управления государственным имуществом в имперский период с выбором целей и способов его управления позволит избежать повторения многих ошибок порой чреватых своими непредсказуемыми последствиями.
Богатый исторический опыт эффективного управления государственным имуществом в Российской Империи, особенно в тот период, когда этот процесс в масштабах страны осуществлялся специально созданным ведомством (министерством) [9, c. 69–70], позволяет утверждать, что экономически обоснованный подход к управлению государственным имуществом и использование выверенных управленческих технологий дают возможность приносить существенный доход в государственный бюджет.
Статья посвящена истории проведения экскурсий в татарских учебных заведениях начала ХХ века. Освещена деятельность отдельных педагогов и земства по организации экскурсий, также некоторые особенности проведения экскурсий в татарско-русских школах, женских школах, педагогических учебных заведениях и курсах; привлечены материалы из татарской периодической печати начала ХХ века и архивные источники.
В статье рассматриваются основные направления деятельности администрации Степного края, связанные с реализацией правительственной финансово-кредитной политики в отношении крестьянских переселенческих хозяйств региона в конце XIX — начале XX вв. Освоение степных областей во многом зависело от материального благосостояния переселенцев, которые по прибытии на новое место жительства практически не обладали необходимыми финансовыми ресурсами, а потому элементарное обустройство требовало государственного содействия. На основании нормативных актов и делопроизводственной документации рассматривается механизм оказания материальной помощи, включающий в себя виды и размеры пособий, порядок их выдачи, сроки погашения, а также основные трудности и противоречия, с которыми столкнулись местные органы власти в связи с исполнением правовых предписаний.
В советское время мода контролировалась и имела некоторые ограничения, но она, несомненно, была и периодически менялась, заставляя женщин следовать модным тенденциям, хоть и с большими трудностями. В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкивались женщины, пытаясь быть модными: дефицит модной одежды и тканей, низкое качество обслуживания. Существовавшая плановая экономика рассчитывала потребление гражданами одежды и обуви в год, не обращая внимания на моду. Создаваемая продукция не ориентировалась на моду. Поэтому женщины обращались за модными направлениями к редким тогда женским журналам, таким как «Журнал мод», «Работница», «Крестьянка», «Советская женщина». Здесь женщины могли не только увидеть фотографии изделий парижских домов мод, но и самостоятельно сшить одежду, в журналах стали печатать выкройки модных платьев. Именно поэтому в 1960-е гг. популярной профессией становится швея, однако было очень сложно купить подходящую ткань. «Модный бум» начинается в 1970–1980-е гг., когда появляется модная одежда, привезенная из загранпоездок. Женщины могли сравнить качество советской одежды и заграничной. Самой красивой, практичной и недорогой одеждой считалась чехословацкая. В 1980-е гг. выпуск модной одежды для женщин был увеличен, но он не превысил 2% от выпускаемой продукции.
Современное состояние охраны культурного наследия в целом и археологического в частности во многом обусловлено событиями прошлого. Институализация и сам процесс охраны культурного наследия представляет собой формирование социально-экономического феномена, производственной отрасли современной России. Наметить основные тенденции развития этого процесса как эффективного инструмента научно обоснованного долгосрочного стратегического прогнозирования возможно при изучении исторического пути его складывания.
В начале 1990-х гг. на территории ХМАО-Югра начинают складываться региональные институты охраны и изучения археологического наследия. В условиях социально-экономической и политической трансформации страны возникла необходимость сохранения как культурного наследия в целом, так и археологического как его неотъемлемой части. Особенностью ХМАО стало то, что формирование таких институтов началось не «сверху», а «снизу». Первыми в 1992 году они появились в Нефтеюганском и Советском районах.
Впервые в широкий научный оборот вводятся данные документов архива Нефтеюганского района ХМАО-Югры, относящиеся к теме исследования. Впервые даётся анализ связи организационных структур археологических исследований на территории Нефтеюганского района с процессами социально-экономических и государственно-правовых трансформаций в автономном округе и стране в целом.