Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Символический капитал преподавателей как основа воспитания студентов профессиональных образовательных организаций

https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.80.5.017

Аннотация

В настоящее время в системе среднего профессионального образования происходит смещение акцентов в сторону воспитательной работы. Традиционно в российской системе образования воспитательная функция рассматривалась с позиции педагогики. Однако уже в начале 20 века зарубежными социологами воспитание рассматривается как общественная функция. В связи с чем возникает потребность рассматривать воспитание с применением социологических подходов. Несомненно, что среди всех элементов системы среднего профессионального образования наибольшую роль в организации воспитательной работы играют педагогические кадры. Для успешного воспитания студентов важен авторитет педагога, который, если следовать теории социального пространства П. Бурдьё, возникает из символического капитала. Цель данной статьи — на основании социологических концепций сформулировать авторское определение понятия воспитания и рассмотреть применимость концепции Бурдьё о формах капитала к организации воспитательной работы в профессиональных образовательных организациях. Результаты, полученные в ходе данного исследования, будут использованы для постановки и проверки гипотезы эмпирического исследования реализации воспитательной функции в системе среднего профессионального образования.

Об авторах

М. В. Немировский
Уральский институт управления, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Немировский Матвей Владимирович — аспирант кафедры управления персоналом



Е. В. Прямикова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Прямикова Елена Викторовна — доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры философии, социологии и культурологи



Список литературы

1. Башкирова Ю. В. Школа в бумажной пучине: кризис информационных потоков в образовании: коллективная монография / Ю. В. Башкирова, П. А. Бояджиева, К. К. Ёлкина, А. Г. Кукушкина, В. В. Матвеев, Н. А. Матвеева, А. М. Осипов, Ю. П. Тримбицкая, Т. Г. Ширина; под редакцией А. М. Осипова. Российский научный фонд. Великий Новгород: ООО «Типография «Виконт», 2020. 351 с.

2. Бурдьё П. Начала. Choses dites: Пер. с фр. /Pierre Bourdieu. Choses dites. Paris, Minuit, 1987. / перевод Шматко Н. А. M.: Socio-Logos, 1994. 288 с.

3. Бурдьё П. Социальное пространство: поля и практики / Пер. с франц.; отв. ред. перевода, сост. и послесл. Н. А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005. 576 с.

4. Бурдьё П. Социология политики: пер. с фр. / сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. M.: Socio-Logos, 1993. 336 с.

5. Дюркгейм Э. Моральное воспитание / пер. с фр., вступит. ст., примеч. А. Б. Гофмана; нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2021. 456 с.

6. Дюркгейм Э. Социология образования / Под ред. В. С. Собкина и В. Я. Нечаева, 1996. М.: ИНТОР. 77 с.

7. Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики / сост. и науч. ред. В. В. Радаев; пер. М. С. Добряковой и др. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 680 с.

8. Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1996. 496 с.

9. Методические рекомендации по подготовке материалов // Официальный сайт ГАУ СО «Центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов» URL: https://cok66.ru/upload/medialibrary/adf/govz81stl95q4aihmno5jakam85znf3a.pdf (дата обращения: 20.07.2022).

10. Основные аспекты деятельности профессиональных образовательных организаций в условиях проводимой модернизации сферы среднего профессионального образования. Информационный бюллетень. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2018. 48 с. (Мониторинг экономики образования; № 5 (125)).

11. Педагогические работники среднего профессионального образования: образовательный потенциал и потребность в профессиональном развитии (по материалам всероссийского социологического исследования) / Л. М. Андрюхина, О. И. Власова, С. А. Днепров, Т. В. Пермякова // Педагогическое образование в России. 2017. № 1. С. 23–35.

12. Преподаватели профессиональных образовательных организаций: сравнение высокотехнологичного и массового сегментов СПО. Информационный бюллетень. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2018. 36 с. (Мониторинг экономики образования; № 7 (127)).

13. Престиж профессии учителя // Официальный сайт фонда «Общественное мнение» URL: https://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/14464 (дата обращения: 19.07.2022).

14. Образовательное пространство школы: опыт социологических исследований. Коллективная монография / Под ред. Е. В. Прямиковой; С. В. Франц. Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2014. 244 с.

15. Радаев В. В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация / В. В. Радаев // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 4. С. 20–32.

16. Рейтинг профессий и школьных предметов // Официальный сайт аналитического центра Юрия Левады URL: https://www.levada.ru/2018/08/10/rejting-professij-i-shkolnyh-predmetov/ (дата обращения: 19.07.2022).

17. Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2021/22 учебного года URL: https://docs.edu.gov.ru/document/4ffd0f26c72d69ad2716e7b024af7eeb/ (дата обращения: 02.04.2022)

18. Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования» на начало 2021/22 учебного года URL: https://docs.edu.gov.ru/document/018f742a9e7aadf586319ff435a4c8ec/ (дата обращения: 02.04.2022)

19. Статистический сборник «Труд и занятость в России — 2004». URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13210 (дата обращения: 02.04.2022.)

20. Урри Дж. Мобильности / пер. с англ. А. В. Лазарева, вступ. статья Н. А. Харламова. М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2012. 576 с.

21. Шереги Ф. Э. Социология труда. Условия труда педагогов: монография / Ф. Э. Шереги, А. Л. Арефьев. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2022. 298 с.

22. Luhmann N. (Hrsg.) Das Erziehungssystem der Gesellschaft / Luhmann N., Lenzen D. (Hrsg.). Frankfurtam-Main: Suhrkamp Taschenbuch Verlag, 2002. 236 p.


Рецензия

Для цитирования:


Немировский М.В., Прямикова Е.В. Символический капитал преподавателей как основа воспитания студентов профессиональных образовательных организаций. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022;(5 (80)):32-43. https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.80.5.017

For citation:


Nemirovskiy M.V., Pryamikova E.V. Symbolic Capital of a Teachers as a Basis for Educating Students of Professional Educational Organizations. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2022;(5 (80)):32-43. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.80.5.017

Просмотров: 196


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)