ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается проблема эффективного использования информационных технологий в образовательном процессе дошкольных учреждений для формирования устойчивого интереса у детей к истории, традициям и культурному наследию родного региона. Целью исследования является разработка и обоснование методологии, позволяющей успешно интегрировать цифровые ресурсы в учебно-воспитательную деятельность дошкольников.
Материалами исследования послужили научные публикации отечественных и зарубежных специалистов, диссертационные исследования, а также результаты проведенных экспериментов в реальных дошкольных учреждениях. Методы исследования включают теоретический анализ литературы, психолого-педагогическую диагностику, экспертизу занятий и мероприятий, анализ детских работ, а также обработку статистических данных.
Научная новизна заключается в создании оригинальной модели, сочетающей системный, личностный, деятельностный и культурологический подходы с активным применением информационных технологий. Исследование показывает, что эта модель способствует глубокому вовлечению детей в изучение родной культуры, повышает их мотивацию и улучшает результаты образовательного процесса.
Полученные выводы подчеркивают необходимость продолжения разработок в области этнокультурного воспитания дошкольников с учетом возможностей современных цифровых технологий, способствующих сохранению и передаче уникальных культурных традиций следующим поколениям.
В данной статье авторы понимают историко-культурную интеллектуальную карту, посвященную бальным танцам, в качестве образовательного интертекста, который объединяет диахронный и синхронный аспекты изучения культуры бала. В работе проведен анализ концепций из различных областей гуманитарного знания для методологического обоснования применения основ знаково-семиотического анализа художественных произведений при формировании теоретических историко-культурных знаний у обучающихся младшего школьного возраста в сфере дополнительного образования.
Статья посвящена исследованию закономерностей в реновациях системы профильных психолого-педагогических классов в России в контексте адаптации к масштабным социально-экономическим трансформациям. На основе научных исследований по истории педагогики, экономики и геополитики анализируются три ключевых этапа: середина XIX в., 1920‑е гг., 2020‑е гг. Выявляется детерминация преобразований внешними катализаторами с последующей инициацией социально-экономических переходов, формирующих запрос на педагога нового типа. Установлены инвариантные характеристики реноваций, а также фундаментальная дихотомия между этапами преемственности и радикальным разрывом с культурно-историческим наследием.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с конвергентностью и его взаимообусловленностью с понятиями «интеграция» и «междисциплинарность». Целью написания статьи является осмысление понятия «конвергентность» с педагогической точки зрения и обоснование его необходимости в изменяющемся мире. Научная новизна заключается в попытке автора статьи аргументировать взаимосвязь и преемственность в овладении субъектами образовательного процесса (преподавателями системы дополнительного профессионального образования, учителями общеобразовательных предметов и обучающимися) знаниями о феномене конвергентности. Раскрыты возможности формирования конвергентности, его значение, роль и место в дополнительном профессиональном педагогическом образовании.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Экономический рост, политическая стабильность и реализация собственного видения поступательного развития российского государства в современной геополитической ситуации актуализируют важность формирования у будущих педагогов культуро-творческих основ посредством проектных компетенций в структуре профессиональной компетентности в образовательном процессе университетского образования. Значимость исследования культуро-творческих основ формирования в университете проектных компетенций у будущих специалистов педагогических профилей профессиональной деятельности детерминирует цель статьи. На основе теоретического анализа и аналитических обзоров литературы и практик рассмотрены аспекты актуальности и образовательных практик использования проектных компетенций на примере питч-сессии «Ценности Победы».
Современная система профессиональной подготовки учителей английского языка в России и Индии демонстрирует ряд устойчивых проблем, включая слабую интеграцию теоретических знаний в практическую деятельность, недостаточное внимание к формированию социокультурной компетенции и дефицит развития гибких навыков у будущих педагогов. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных путей модернизации педагогического образования с учетом современных вызовов цифровой эпохи. Целью работы является разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию подготовки учителей английского языка через создание модульных программ методической поддержки, сочетающих очные и дистанционные формы обучения на основе сравнительного анализа российского и индийского опыта. Материал исследования включает публикации ведущих российских и индийских ученых, посвященные проблемам профессионального развития педагогов. Методологическую основу составили сравнительный анализ, систематизация теоретических данных и оценка эффективности различных форм повышения квалификации. В результате исследования выявлены три ключевых направления оптимизации подготовки учителей: (1) усиление социокультурной составляющей в учебном
процессе, (2) разработка специализированных модулей для формирования гибких навыков и (3) создание сетевых методических центров с гибридным форматом работы. Научная новизна исследования заключается в комплексном сопоставлении российских и индийских подходов к профессиональной подготовке педагогов, а также в предложении инновационной модели методического сопровождения, интегрирующей цифровые технологии и практико-ориентированные формы обучения. Полученные результаты имеют практическую значимость для разработчиков образовательных программ, методистов и организаторов системы повышения квалификации учителей иностранных языков. Реализация предложенных мер будет способствовать преодолению существующего разрыва между теоретической подготовкой и практической деятельностью учителей, а также формированию у них необходимых профессиональных компетенций в условиях цифровой трансформации образования.
Предметом настоящего исследования является рассмотрение сущности программ подготовки специалистов среднего звена по техническим направлениям СПО, а также определение целевых ориентиров профессиональной подготовки будущих выпускников СПО технического профиля на примере Севастопольского архитектурно-строительного техникума. Рассмотрены нормативные положения реализации профессиональной подготовки СПО в условиях компетентностного подхода, выделены ключевые элементы такой подготовки и определены базовые элементы профессиональной компетентности выпускника СПО технического профиля. На основании теоретических положений ФГОС и ООП, формирующих общие и профессиональные компетенции, положений профессиональных стандартов, разработана профессиограмма выпускника СПО технического профиля. Экспериментальная диагностика включала мотивационный и профессиональный компоненты. Установлен достаточный уровень внутренней мотивации будущего выпускника СПО в части получения профессии, но определяется недостаточное качество сформированных общепрофессиональных знаний положений ПСД, ГОСТ и разработки проектной документации. Предложено усилить практико-ориентированное обучение и внедрить дополнительные образовательные программы.
Обращение педагогов, ученых к научным концептам «инклюзивная культура», «культурологическая безопасность» – своевременная необходимость в связи с решением стратегических задач модернизации системы педагогического образования [9]. Проблема исследования заключается в необходимости научного обоснования, разработки и внедрения эффективных педагогических механизмов целенаправленного формирования инклюзивной культуры у будущих педагогов как основы обеспечения культурологической безопасности обучающихся на всех ступенях образовательной системы. Культурологическая безопасность обучающихся понимается как состояние защищенности их культурной идентичности, системы ценностей, права на культурное развитие и самореализацию от негативных воздействий и угроз (ксенофобии, дискриминации, информационной агрессии, культурного забвения) в образовательной среде. Ключевым агентом, непосредственно формирующим эту среду на всех уровнях образования, выступает учитель (педагог); его личностные установки, профессиональные компетенции и повседневные практики во многом определяют, станет ли образовательная организация пространством толерантности, взаимного уважения и защищенности или же источником культурных конфликтов и угроз. В этой связи формирование инклюзивной культуры будущего учителя перестает быть лишь одним из аспектов профессиональной подготовки, а становится стратегическим императивом современного педагогического образования.
Раскрыты зоны пересечения и синергии понятий. С позиции ценности разнообразия оба понятия признают культурное, этническое, социальное разнообразие как важную характеристику современного мира и общества; противодействуют дискриминации и маргинализации. При этом, если инклюзивная культура борется с ними, то культурологическая безопасность снимает угрозы дискриминации социальной стабильности и целостности культурного пространства. Составлена матрица пересечения понятий «инклюзивная культура» и «культурологическая безопасность», которая доказывает, что понятия не являются антагонистами, но представляют две взаимообусловленные стороны, которые необходимо учитывать в профессиональной подготовке будущего учителя для построения развивающегося человека в условиях глобализации и внутреннего разнообразия.
В связи с актуальностью задач укрепления ценностных основ российского образования востребован потенциал просвещения в формировании у школьников духовно-нравственных ценностей, реализация которого во многом зависит от готовности педагогов к просветительской деятельности. Цель – определить подходы к проектированию содержания дополнительного профессионального образования педагогов в области духовно-нравственного просвещения и инвариантные содержательные модули дополнительной профессиональной программы. Анализ нормативной базы, теоретических источников, практики приобщения школьников к культурным ценностям, теоретическое моделирование системы духовно-нравственного просвещения обучающихся и проектирование содержания дополнительного профессионального образования педагогов в области духовно-нравственного просвещения. Результаты и научная новизна заключается в актуализации просветительской деятельности школы как средства формирования у обучающихся ценностного отношения к российской культуре, истории, традициям; духовно-нравственных ценностей, разработке теоретических подходов к проектированию содержания дополнительного профессионального образования педагогов, ориентированного на формирование у них аксиологической компетентности и готовности к реализации культурно-просветительских программ в школе; содержательных модулей дополнительной профессиональной программы «Духовно-нравственное просвещение обучающихся в системе общего образования».
В статье представлен опыт организации и проведения педагогической практики студентов, фокусирующийся, в первую очередь, на развитии рефлексивно-гностических методических профессиональных умений, обеспечивающих не только погружение в специфику профессиональной деятельности учителя, но и нацеленных на результативность и успешность этой деятельности. Предложенная интегративная система работы студентов-практикантов осуществляется в условиях постоянного взаимодействия и поддержки как учителя-наставника, так и методиста по предмету.
Данная статья посвящена изучению иностранного языка (английского) студентами 1–2 курсов неязыковых специальностей в рамках внеаудиторной работы. В качестве внеаудиторной работы рассматривается проведение занятий языкового клуба, которые проводятся согласно разработанному методическому плану, отражающему потребности обучающихся, помогающему восполнить им пробелы в изучаемых темах, а также познакомиться с новыми. Поскольку языковой клуб рассчитан на студентов разных направлений и специальностей вуза, более детально изучаются темы, которые относятся к курсу «Английский для общих целей (English for general purposes)»: семья, география, традиции, еда, культура и т. д. В данной статье изучение иностранного языка рассматривается как процесс творческий, в качестве контрольного мероприятия предлагается выполнить проект, посвященный одной из разобранных тем.
В статье представлены комплексные результаты исследования по интеграции научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в дисциплину «Проектная деятельность» в условиях высшего учебного заведения, учитывающего современные вызовы цифровой трансформации образования и требования современного рынка труда. Актуальность темы обусловлена глобализацией, развитием цифровых технологий и формированием у выпускников сочетания профессиональных, исследовательских и цифровых компетенций, необходимых для успешной карьеры в условиях динамичного рынка. В ходе двухлетнего экспериментального исследования на базе Тюменского индустриального университета (ТИУ) с участием 125 студентов 2–4 курсов различных направлений были апробированы модели совмещения проектного и исследовательского подходов с использованием современных цифровых платформ. Эмпирические данные, полученные посредством анкетирования, педагогического наблюдения, контент-анализа итоговых проектов, а также сравнительного анализа контрольных и экспериментальных групп, свидетельствуют о значительном росте мотивации студентов, повышении исследовательских компетенций и улучшении качества проектов. В ходе анализа полученных результатов проведенного исследования, нами подтверждена высокая эффективность интеграции НИРС в организацию изучения дисциплины «Проектная деятельность», формирования научно-методических рекомендаций для образовательных организаций, направленных на системное развитие исследовательской и проектной деятельности студентов в условиях цифровой эпохи.
ВОПРОСЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время происходит цифровизация СМИ, конвергенция знаковых систем. Медиапедагогика должна воспринять данные трансформации как вызов и постараться сделать более эффективной, отвечающей современным требованиям систему подготовки журналистов в вузе. Авторы статьи не ставят перед собой задачу описания педагогического эксперимента с использованием всего набора инструментов, которые предоставляют VR-технологии. В данной работе описываются потенциальные возможности повышения уровня эффективности медиаобразования с использованием названных технологий в рамках проектной деятельности. В этой связи перспективным является создание виртуальной редакции, которая позволит объединить не только студентов разных курсов в рамках подготовки медиапроекта, но и обучающихся по другим направлениям (фото, видео, программирование, дизайн, специалисты по работе с большими объемами данных, промоутеры и т. д.). Использование VR-технологий в процессе работы и представления медиапродукта позволит объединить журналистов в дистанционном формате, визуализировать результаты деятельности, повысить мотивацию к получению оригинального результата, увеличить (благодаря высокому уровню мультимедийности и виртуализации материала) степень вовлеченности аудитории в проект.
В условиях стремительного развития цифровых технологий образовательная среда претерпевает значительные изменения, современные педагоги должны обладать комплексом цифровых компетенций для эффективного использования инновационных инструментов, методов и ресурсов. Цель исследования — разработать цифровую карту компетенций педагога, определяющую ключевые знания, умения и навыки, необходимые для успешной работы в цифровой образовательной среде. Авторами проанализирована научная литература по цифровому образованию, существующие модели цифровых карт компетенций. Разработанная цифровая карта компетенций способствует созданию эффективной системы подготовки и профессионального развития педагогов в цифровом образовательном пространстве и помогает ориентироваться в многообразии цифровых инструментов. Цифровая карта компетенций педагога способствует успешному внедрению цифровых технологий в образовательный процесс.
Технологии искусственного интеллекта, в частности, генеративные нейронные сети, предлагают широкий спектр возможностей, автоматизирующие некоторые функции педагога и способствующие решению задач персонализации обучения.
Цель исследования: выявить возможности генеративных нейронных сетей для повышения эффективности персонализированного обучения программированию в вузе.
Материалы и методы: анализ и обобщение педагогической и методической литературы по проблеме исследования, эксперимент, анкетирование, статистические методы.
В исследовании уточняются компоненты профессиональной компетенции бакалавра IT-направлений подготовки, приводятся этапы применения генеративных нейронных сетей для обучения студентов созданию чистого кода и проведению рефакторинга, выделяются направления применения искусственного интеллекта для обучения программированию в вузе. Эффективность использования генеративных нейросетей для персонализации обучения программированию подтверждается проведенным экспериментом. Авторы приходят к выводу о необходимой трансформации традиционных подходов к обучению программированию через привлечение возможностей искусственного интеллекта.
Обосновывается необходимость включения в содержание основной профессиональной образовательной программы подготовки будущих педагогов начального общего образования вопросов о рисках влияния цифровизации образования на здоровье школьников и об овладении студентами методами и формами профилактической работы с родителями по данному направлению.
Цель: выявление запросов родителей в педагогическом сопровождении по проблемам сохранения здоровья детей в условиях применения цифровых образовательных технологий и проектирование содержания профессиональных блоков соответствующих дисциплин.
Материалы и методы:
– анализ основной профессиональной образовательной программы по подготовке педагогов начального общего образования;
– анкетирование родителей обучающихся в начальной школе;
– методы количественной и качественной обработки данных.
Реализованы системно- деятельностный, компетентностный и личностно- ориентированный подходы.
Представлены результаты собственного исследования, подтверждающие недостаточную информированность родителей в вопросах рисков воздействия цифровизации образования на здоровье детей и необходимости их педагогического сопровождения. Это обусловило необходимость усиления подготовки будущих педагогов начального общего образования к профилактической работе с родителями в решении указанных задач.
- Выявлена высокая потребность родителей в педагогическом сопровождении в условиях цифровизации образования.
- Существует необходимость в дополнении рабочих учебных программ вопросами о рисках применения цифровых технологий в образовании школьников, о профилактической работе с родителями.
- Необходимо формирование способности будущих педагогов к практической реализации указанных профессиональных задач.
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье исследуются изменения в сфере школьного образования в условиях Великой российской революции в Челябинске, происходящие в 1917 г. Объектом изучения в данной статье являются учебные заведения Челябинска. Предмет исследования – деятельность учебных заведений и участие городской думы и земств в управлении народным просвещением.
Новизна paбoты заключается в том, что авторами впервые использованы материалы государственных архивов, содержащих статистические отчёты органов местного самоуправления Челябинска в 1917 г., и исследование ведётся в рамках этого южно-уральского города.











