Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Научно-исследовательская работа студентов в рамках дисциплины «Проектная деятельность»

https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.97.4.003

Аннотация

В статье представлены комплексные результаты исследования по интеграции научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в дисциплину «Проектная деятельность» в условиях высшего учебного заведения, учитывающего современные вызовы цифровой трансформации образования и требования современного рынка труда. Актуальность темы обусловлена глобализацией, развитием цифровых технологий и формированием у выпускников сочетания профессиональных, исследовательских и цифровых компетенций, необходимых для успешной карьеры в условиях динамичного рынка. В ходе двухлетнего экспериментального исследования на базе Тюменского индустриального университета (ТИУ) с участием 125 студентов 2–4 курсов различных направлений были апробированы модели совмещения проектного и исследовательского подходов с использованием современных цифровых платформ. Эмпирические данные, полученные посредством анкетирования, педагогического наблюдения, контент-анализа итоговых проектов, а также сравнительного анализа контрольных и экспериментальных групп, свидетельствуют о значительном росте мотивации студентов, повышении исследовательских компетенций и улучшении качества проектов. В ходе анализа полученных результатов проведенного исследования, нами подтверждена высокая эффективность интеграции НИРС в организацию изучения дисциплины «Проектная деятельность», формирования научно-методических рекомендаций для образовательных организаций, направленных на системное развитие исследовательской и проектной деятельности студентов в условиях цифровой эпохи.

Об авторах

И. С. Спирин
ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»
Россия

Спирин Игорь Сергеевич — кандидат педагогических наук, доцент, кафедры математики и прикладных информационных технологий Высшей школы цифровых технологий



Е. Н. Пряхина
ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»
Россия

Пряхина Елена Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент, кафедры математики и прикладных информационных технологий Высшей школы цифровых технологий



Список литературы

1. Баранов А. А. Организация НИРС в вузе: опыт и перспективы. M.: Академический проект, 2021. 215 с.

2. Кузнецова Н. И. Интеграция проектной и исследовательской деятельности в вузах // Высшее образование в России. 2021. № 3. С. 112–120.

3. Полякова О. В., Иванова Т. С. Развитие исследовательских компетенций в рамках проектного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. С. 45–52.

4. Савельев П. П. Инновационные подходы к проектной деятельности в образовательных учреждениях // Образование и наука. 2022. № 5. С. 45–58.

5. Сидоров В. П. Методология научно-исследовательской деятельности студентов. M.: Изд-во МГУ, 2020. 167 с.

6. Цифровые инструменты в проектной деятельности: современные тренды и практики применения: аналитический обзор / Под ред. А.Н. Смирнова. M.: Изд-во «Цифровое образование», 2023. 120 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tsifrovye-instrumenty-v-proektnoy-deyatelnosti (дата обращения: 17.08.2025).

7. Blumenfeld P. C., Soloway E., Marx R. W., Krajcik J. S., Guzdial M., Palincsar A. Motivating Project-Based Learning: Sustaining the Doing, Supporting the Learning // Educational Psychologist. 2022. Vol. 26. № 3–4. Pp. 369–398.

8. Education at a Glance 2021. OECD Publishing, Paris, 2021. 510 p.

9. Kolmos A., de Graaff E. Problem-Based and Project-Based Learning in Engineering Education // International Journal of Engineering Education. 2020. Vol. 36. № 5. Pp. 1402–1410.

10. Prince M. J., Felder R. M. Inductive Teaching and Learning Methods: Definitions, Comparisons, and Research Bases // Journal of Engineering Education. 2021. Vol. 95. № 2. Pp. 123–138.

11. The Future of Jobs Report 2023. World Economic Forum, 2023. URL: https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2023/ (дата обращения: 15.08.2025).

12. Thomas J. W. A Review of Research on Project-Based Learning. San Rafael: Autodesk Foundation, 2020. 98 p.


Рецензия

Для цитирования:


Спирин И.С., Пряхина Е.Н. Научно-исследовательская работа студентов в рамках дисциплины «Проектная деятельность». Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025;(4(97)):114-123. https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.97.4.003

For citation:


Spirin I.S., Pryakhina E.N. Students’ Research Work Within the Framework of the Discipline «Project Activities». Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2025;(4(97)):114-123. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.97.4.003

Просмотров: 15


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)