Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Формирование инклюзивной культуры будущего учителя для обеспечения культурологической безопасности обучающихся на всех уровнях образования

https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.97.4.009

Аннотация

Обращение педагогов, ученых к научным концептам «инклюзивная культура», «культурологическая безопасность» – своевременная необходимость в связи с решением стратегических задач модернизации системы педагогического образования [9]. Проблема исследования заключается в необходимости научного обоснования, разработки и внедрения эффективных педагогических механизмов целенаправленного формирования инклюзивной культуры у будущих педагогов как основы обеспечения культурологической безопасности обучающихся на всех ступенях образовательной системы. Культурологическая безопасность обучающихся понимается как состояние защищенности их культурной идентичности, системы ценностей, права на культурное развитие и самореализацию от негативных воздействий и угроз (ксенофобии, дискриминации, информационной агрессии, культурного забвения) в образовательной среде. Ключевым агентом, непосредственно формирующим эту среду на всех уровнях образования, выступает учитель (педагог); его личностные установки, профессиональные компетенции и повседневные практики во многом определяют, станет ли образовательная организация пространством толерантности, взаимного уважения и защищенности или же источником культурных конфликтов и угроз. В этой связи формирование инклюзивной культуры будущего учителя перестает быть лишь одним из аспектов профессиональной подготовки, а становится стратегическим императивом современного педагогического образования.

Раскрыты зоны пересечения и синергии понятий. С позиции ценности разнообразия оба понятия признают культурное, этническое, социальное разнообразие как важную характеристику современного мира и общества; противодействуют дискриминации и маргинализации. При этом, если инклюзивная культура борется с ними, то культурологическая безопасность снимает угрозы дискриминации социальной стабильности и целостности культурного пространства. Составлена матрица пересечения понятий «инклюзивная культура» и «культурологическая безопасность», которая доказывает, что понятия не являются антагонистами, но представляют две взаимообусловленные стороны, которые необходимо учитывать в профессиональной подготовке будущего учителя для построения развивающегося человека в условиях глобализации и внутреннего разнообразия.

Об авторах

Г. И. Егорова
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
Россия

Егорова Галина Ивановна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогического и специального образования



М. В. Селиверстова
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
Россия

Селиверстова Марина Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического и специального образования



Список литературы

1. Алѐхина С. В., Шеманов А. Ю. Философские и методологические основы инклюзивного образования: учебно-методическое пособие. M.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. 218 с. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/pmbie2022/pmbie2022.pdf (дата обращения: 20.06.2025).

2. Баженова Ю. А. Методологические аспекты организации инклюзивной образовательной среды в начальной школе / Ю. А. Баженова, Н. С. Александрова // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69 С. 65–69. URL: https://elibrary.ru/tnbmxm (дата обращения: 20.06.2025).

3. Бубер М. Изреченное слово (пер. А.Н. Портнова) / М. Бубер // Личность. Культура. Общество. 2008. Т. 10, № 2(41). С. 19–26. URL: https://elibrary.ru/jsilnz (дата обращения: 20.06.2025).

4. Выготский Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. M.: Издательство Юрайт, 2025. 336 с. (Антология мысли). URL: https://urait.ru/bcode/562587 (дата обращения: 01.06.2025).

5. Дмитриев А. А. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / А. А. Дмитриев. Москва: Московский государственный областной университет, 2017. 259 с. URL: https://elibrary.ru/mphigs (дата обращения: 01.06.2025).

6. Мельник Ю. В. Инклюзивное образование в России и за рубежом: теория и практика: монография / Ю. И. Мельник, Н. А. Одинокова, А. А. Смирнова; Центр содействия развитию науч. исследований. Новосибирск: ООО «Агентство Принт», 2013. 206 с.

7. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования: пер. с англ. И. Аникеева, Н. В. Борисовой / Д. Митчелл. M.: РООИ «Перспектива», 2011. 139 с. URL: https://center-prof38.ru/sites/default/files/one_click/mitchel_tehnologii.pdf (дата обращения: 25.05.2025).

8. Оценка инклюзивного процесса в образовательной организации: методические рекомендации / под ред. С. В. Алехиной, Е. В. Самсоновой. M.: МГППУ, 2021. 80 с. URL: https://psychlib.ru/resource/pdf/documents/AOi-2022/AOi-77.pdf#page=1 (дата обращения: 25.05.2025).

9. Осин М. В. Формирование культуры профессиональной успешности как условие развития субъектности, конкурентоспособности будущего учителя / М. В. Осин, Г. И. Егорова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024. № 4(91). С. 27–35 (дата обращения: 25.05.2025).

10. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: методическое пособие / под общ. ред. С. В. Алехиной, М. М. Семаго. M.: МГППУ, 2012. 156 с. URL: https://psychlib.ru/resource/pdf/documents/SIa-2012.pdf (дата обращения: 25.05.2025).

11. Селиверстова М. В. К вопросу о регулировании и реализации системы инклюзивного образования / М. В. Селиверстова // Социальные, педагогические и правовые аспекты защиты прав ребенка в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Липецк, 02 ноября 2022 года. — Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. С. 175–179. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49933667 (дата обращения: 22.05.2025).

12. Friend M., Cook L. Interactions: Collaboration skills for school professionals. 7th ed. / M. Friend, L. Cook. Boston: Allyn and Bacon, 2013. SBN 13:9 780132774925. 318 р. URL: https://archive.org/details/interactionscoll0000frie_z8a7/page/n3/mode/2up (дата обращения: 22.05.2025).

13. Hall J. P. Narrowing the Breach: Can Disability Culture and Full Educational Inclusion be Reconciled? / J.P. Hall // J. of Disability Policy Studies. 2002. Winter. Vol. 13. № 3. P. 144–152. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/213392477.pdf (дата обращения: 22.05.2025).

14. Hitchcock C. Providing new access to the general curriculum: Universal Design for learning / C. Hitchcock, A. Meyer, D. Rose, R. Jackson // Teaching Exceptional Children. 2002. Vol. 25 (2). Р. 8–17. URL: http://journals.cec.sped.org/index.cfm?fuseaction=TEC_archive_toc&ID=36 (дата обращения: 22.05.2025).


Рецензия

Для цитирования:


Егорова Г.И., Селиверстова М.В. Формирование инклюзивной культуры будущего учителя для обеспечения культурологической безопасности обучающихся на всех уровнях образования. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025;(4(97)):78-90. https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.97.4.009

For citation:


Egorova G.I., Seliverstova M.V. Formation of an Inclusive Culture of Future Teacher to Ensure Culturological Safety of Students at All Levels of Education. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2025;(4(97)):78-90. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.97.4.009

Просмотров: 17


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)