Сущность и целевые ориентиры профессиональной подготовки будущих специалистов среднего звена технического профиля
https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.97.4.008
Аннотация
Предметом настоящего исследования является рассмотрение сущности программ подготовки специалистов среднего звена по техническим направлениям СПО, а также определение целевых ориентиров профессиональной подготовки будущих выпускников СПО технического профиля на примере Севастопольского архитектурно-строительного техникума. Рассмотрены нормативные положения реализации профессиональной подготовки СПО в условиях компетентностного подхода, выделены ключевые элементы такой подготовки и определены базовые элементы профессиональной компетентности выпускника СПО технического профиля. На основании теоретических положений ФГОС и ООП, формирующих общие и профессиональные компетенции, положений профессиональных стандартов, разработана профессиограмма выпускника СПО технического профиля. Экспериментальная диагностика включала мотивационный и профессиональный компоненты. Установлен достаточный уровень внутренней мотивации будущего выпускника СПО в части получения профессии, но определяется недостаточное качество сформированных общепрофессиональных знаний положений ПСД, ГОСТ и разработки проектной документации. Предложено усилить практико-ориентированное обучение и внедрить дополнительные образовательные программы.
Об авторе
Ю. В. ДанькоРоссия
Данько Юрий Владимирович – преподаватель
Список литературы
1. Дерягин А. В. Основные тенденции цифровизации среднего профессионального образования // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий. Екатеринбург, 2024. С. 77–78.
2. Киреева Э. Ф. Профессионалитет: модернизация системы среднего профессионального образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. № 4 (98). С. 65–75.
3. Кольга В. В., Шувалова М. А., Лютых О. Ю. Повышение качества подготовки специалистов среднего профессионального образования в условиях реализации естественно-научного и общепрофессионального циклов дисциплин // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2022. № . 2 (60). С. 36–49.
4. Коровин А. Ю., Заббарова М. Г. Сущность и структура социокультурной среды профессионального колледжа // Концепт. 2023. № 5. С. 140–153.
5. Лапшова А. В., Уракова Е. А., Сидоров А. Н. Моделирование профессионального обучения в системе среднего профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70–2. С. 117–120.
6. Манапова О. Н. Повышение качества подготовки студентов технических специальностей среднего профессионального образования на основе интеграции традиционного и электронного обучения в рамках реализации региональной инновационной площадки // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 1 (29). С. 78–88.
7. Маркова С. М., Червова А. А. Структура и содержание практического обучения в системе среднего профессионального образования // Образование. 2022. № 3(45). С. 20–24.
8. Мешалкина С. Ю. Организационно-методические аспекты перехода медико-фармацевтического колледжа на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования 4‑го поколения // Пути совершенствования организационной и учебно-методической работы вуза в условиях пандемии: опыт и перспективы. 2023. С. 137–139.
9. Норова Ш. У., Хазратова К. Н. Роль образования в подготовке квалифицированных специалистов // Academy. 2021. № 2 (65). С. 65–67.
10. Официальный сайт Севастопольского архитектурно-строительного техникума (САСТ). URL: https://sevask.edusev.ru/ (дата обращения: 10.07.2025).
11. Подласый И. П. Педагогика в 2 т. Том 1. Теоретическая педагогика в 2 книгах. M.: Юрайт, 2015. 787 с.
12. Путиловская Т. С. Концепция обучения иностранным языкам в управленческом образовании: монография. M.: Государственный университет управления, институт иностранных языков и лингвокоммуникаций в управлении ГУУ, 2014. 115 с.
13. Струминская Л. М., Богданчикова Е. Н. Компетентностный подход и проблемы его реализации в высшей школе // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. № 2. С. 3788–3797.
14. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 10.07.2025).
15. Шнейдер Е. М., Сильченко Н. А. Сущность формирования профессионального образования в РФ // Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования" Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт". 2021. № 1. С. 66–70.
Рецензия
Для цитирования:
Данько Ю.В. Сущность и целевые ориентиры профессиональной подготовки будущих специалистов среднего звена технического профиля. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025;(4(97)):69-77. https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.97.4.008
For citation:
Danko Yu.V. Essence and Target Guidelines of Professional Training of Future Mid-Level Technical Specialists. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2025;(4(97)):69-77. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.97.4.008











