Анализ художественных образов историко-культурной интеллектуальной карты при работе с обучающимися младшего школьного возраста
https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.97.4.002
Аннотация
В данной статье авторы понимают историко-культурную интеллектуальную карту, посвященную бальным танцам, в качестве образовательного интертекста, который объединяет диахронный и синхронный аспекты изучения культуры бала. В работе проведен анализ концепций из различных областей гуманитарного знания для методологического обоснования применения основ знаково-семиотического анализа художественных произведений при формировании теоретических историко-культурных знаний у обучающихся младшего школьного возраста в сфере дополнительного образования.
Об авторах
П. С. КлюсоваРоссия
Клюсова Полина Сергеевна – кандидат культурологии, доцент кафедры художественного образования, института Искусств
Е. К. Латыпова
Россия
Латыпова Екатерина Константиновна – соискатель ученой степени кандидат наук
Список литературы
1. Воробьева С. А. Семантический анализ средств художественной выразительности в распознавании художественного образа младшими школьниками на уроках музыки // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2016. № 4(36). С. 95-99.
2. Герасименко И. Е. Денотация и коннотация в структуре языкового знака // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2008. № 6(148). С. 116-119.
3. Гриценко В. П. Культура как знаково-семиотическая система: Дис. … докт. филос. наук., Краснодар, 2000. 338 с.
4. Гудова М. Ю., Мэнмэн Ю. Концепт «культурный код»: уровни значения // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2022. №. 4. С. 151-159.
5. Имаева Г. З. Понятие знака в семиотике // Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты: [Сб. ст.] / Под ред. Г.Ю. Гуляев. Пенза: Изд-во Наука и Просвещение, 2024. С. 135-137.
6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). URL: http://https://nemceva-kolomna-gimn8.edumsko.ru/uploads/8000/28102/section/558133/Besedy_o_russkoj_kul_ture_Lotman.pdf (дата обращения: 03.10.2025).
7. Лунина Г. В. Креативное мышление как залог успешного развития личности младшего школьника // Интерактивная наука. 2018. №. 2 (24). С. 17-20.
8. Латыпова Е. К. Формирование историко-культурных знаний у школьников на занятиях бальными танцами методом интеллект-карт // Искусство и образование. 2023. № 4(144). С. 144-151.
9. Масленникова Е. М. Ценностно-смысловое восприятие мира текста: бикультурная идентификация // Вестник Московской международной академии. 2017. № 2. С. 40-47.
10. Милешко А. Л. Информационно-семиотическая специфика танца как формы межкультурной коммуникации в современных условиях: Дис. … канд. культурологии. М., 2024. 232 с.
11. Мустафин А. А. Логические основания теории знаков и знаковых систем Чарльза Пирса // Вестник Ангарского государственного технического университета. 2024. № 18. С. 394-397.
12. Никитина О. А. О становлении понятия «коннотация» в лингвистике // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2017. Т. 1. № 2. С. 93-102.
13. Охлябинин С.Д. Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века. М: Молодая гвардия, 2006. 347 с.
14. Сергеев Д. В. Становление объектно-предметного поля культурной семантики // Гуманитарный вектор. 2009. № 2. С. 50-58.
15. Сиповская Н. В. Праздник в русской культуре XVIII века // У истоков развлекательной культуры России Нового времени : XVIII-XIX века: [Сб. ст.] / Под ред. Д. Буланин. М.: Изд-во Государственный институт искусствознания, 1996. С. 29-45.
Рецензия
Для цитирования:
Клюсова П.С., Латыпова Е.К. Анализ художественных образов историко-культурной интеллектуальной карты при работе с обучающимися младшего школьного возраста. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025;(4(97)):21-28. https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.97.4.002
For citation:
Klyusova P.S., Latypova E.K. Analysis of Artistic Images of the Historical and Cultural Intellectual Map When Working with Primary School Students. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2025;(4(97)):21-28. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.97.4.002











