Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Моделирование процесса приобщения дошкольников к региональной культуре с применением информационных технологий

https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.97.4.001

Аннотация

В статье рассматривается проблема эффективного использования информационных технологий в образовательном процессе дошкольных учреждений для формирования устойчивого интереса у детей к истории, традициям и культурному наследию родного региона. Целью исследования является разработка и обоснование методологии, позволяющей успешно интегрировать цифровые ресурсы в учебно-воспитательную деятельность дошкольников.

Материалами исследования послужили научные публикации отечественных и зарубежных специалистов, диссертационные исследования, а также результаты проведенных экспериментов в реальных дошкольных учреждениях. Методы исследования включают теоретический анализ литературы, психолого-педагогическую диагностику, экспертизу занятий и мероприятий, анализ детских работ, а также обработку статистических данных.

Научная новизна заключается в создании оригинальной модели, сочетающей системный, личностный, деятельностный и культурологический подходы с активным применением информационных технологий. Исследование показывает, что эта модель способствует глубокому вовлечению детей в изучение родной культуры, повышает их мотивацию и улучшает результаты образовательного процесса.

Полученные выводы подчеркивают необходимость продолжения разработок в области этнокультурного воспитания дошкольников с учетом возможностей современных цифровых технологий, способствующих сохранению и передаче уникальных культурных традиций следующим поколениям.

Об авторах

Н. М. Борытко
ФГБОУ ВО ВолГУ
Россия

Борытко Николай Михайлович – директор Научного центра РАО на базе ВолГУ, профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы, доктор педагогических наук, профессор



Ж. И. Сорокина
ФГБОУ ВО АГУ им. В. Н. Татищева
Россия

Сорокина Жанна Ивановна, ассистент кафедры педагогических практик и сервисных индустрий



Список литературы

1. Аргунова Л. П. Этнокультурные истоки воспитания дошкольников: Дис. … канд. пед. наук. М., 2007. 196 с.

2. Баринова Л. Б. Игра как форма приобщения детей к народным традициям. Монография / M.: Институт этнографии РАН, 2019. 248 с.

3. Белая К. Ю. Роль педагога в процессе внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2012. № 8 С. 4–8.

4. Борытко Н. М. Образование как социокультурная инновация // Народное образование. 2015. № 8. С. 25–48.

5. Гаврилова О. М. Информационно-деятельностный подход к проектированию образовательного пространства «педагогический университет — школа» для формирования готовности старшеклассников к выбору педагогической профессии // Современное образование для цифровой экономики: новые вызовы и перспективы развития: Материалы международной научной конференции. Ростов-на-Дону. 2019 С. 87–91.

6. Голубева Т. И., Репина С. О. Применение информационных технологий в обучении иностранному языку: Учебное пособие Оренбург: ГОУ ОГУ. 2004. 167 с.

7. Горяйнова Т. А., Белоновская И. Д., Журавлева М. О., Репях Л. П. Разработка процессной модели как этап научно-педагогического исследования // Primo aspectu. 2022. № 1 (49) С. 46–50.

8. Давыдова, В. В. Этнокультурное воспитание дошкольников в контексте региональных традиций // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 245–252.

9. Макаренко А. С. О воспитании: сборник / А. С. Макаренко; сост. В. С. Хелемендик. 2-е изд., перераб. и доп. M.: Издательство политической литературы, 1990. 415 с.

10. Очиров Г. Д. Информационные технологии как средство развития познавательного интереса младших школьников // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 1А. С. 13–19.

11. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи / С. Пейперт; перевод с английского Н. И. Осьмаковой под ред. А. В. Беляевой, В. В. Леонаса. M.: Педагогика, 1989. 224 с.

12. Ягодина Л. А. Методические подходы к обучению педагога-психолога использованию информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании: дисс. канд. пед. наук: 13.00.02 / Любовь Андреевна Ягодина. М., 2010. 173 с.

13. Barrett A. C., Munn M. L. Early Childhood Education and Local Cultural Traditions: Building Emotional Connections and Positive Self-Identity // Journal of Cross-Cultural Psychology, 2019. № 49(5). S. 783–799.


Рецензия

Для цитирования:


Борытко Н.М., Сорокина Ж.И. Моделирование процесса приобщения дошкольников к региональной культуре с применением информационных технологий. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025;(4(97)):9-20. https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.97.4.001

For citation:


Borytko N.M., Sorokina Zh.I. Modeling the Process of Acquaintance with Regional Culture for Preschool Children Using Information Technologies. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2025;(4(97)):9-20. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.97.4.001

Просмотров: 21


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)