Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Формирование цифровой грамотности студентов вуза

https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.83.2.010

Аннотация

В условиях перехода к цифровой экономике возрастает значимость цифровых компетенций студенческой молодежи, которые необходимы для дальнейшей профессиональной деятельности, безопасного нахождения в цифровой среде. В статье представлен обзор и систематизация научных подходов, раскрывающих содержание цифровой грамотности. Предложено соотношение научных категорий «цифровая грамотность» и «цифровая компетенция». Конкретными фактами подтверждается использование в образовании цифровых технологий, предполагающих наличиt цифровых компетенций у студентов. Установлено, что цифровая грамотность предполагает формирование навыков поиска, анализа, оценки полученной информации; активное использование образовательных платформ, цифровых технологий медиабезопасности в цифровой среде. В связи с этим цель авторского исследования заключается в определении уровня формирования цифровых компетенций студентов в системе высшего образования. Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании содержания цифровой грамотности и систематизации подходов на основе компетентносного подхода. В данном контексте представляют интерес результаты опроса студентов Тюменского индустриального вуза, направленного на выявление проблем формирования цифровых компетенций в высшей школе. Результаты исследования могут служить важным методологическим инструментом в определении групп риска касательно уровня развития цифровых компетенций среди обучающихся, применения методов безопасного использования контента, предупреждения распространения деструктивных интернет-практик в студенческой среде.

Об авторах

О. М. Горева
Тюменский индустриальнsй университет
Россия

Горева Ольга Михайловна - кандидат социологических наук, начальник отдела научной информации и мониторинга



И. В. Толстоухова
Тюменского индустриального университета
Россия

Толстоухова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных наук и технологий



Список литературы

1. Астахова Л. В. Развитие цифровой культуры студентов в условиях вузовской библиотеки // Вестник ЧГАКИ. 2019. № 4 (60). С. 47–57.

2. Берман Н. Д. К вопросу о цифровой грамотности //Современные исследования социальных проблем. 2017. № 8. С. 35–38.

3. Долидзе Н. И., Чердаков Е. О. Развитие цифровой грамотности населения // Вестник Международного юридического института. 2018. № 3 (66). С. 46–52.

4. Ельцова О. В., Емельянова М. В. К вопросу о понятии цифровой грамотности //Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2020. № 1(106). С. 155–161.

5. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире / Е. Лошкарева, П. Лукша [и др.]. Москва: WorldSkills Russia. 2017. 98 с.

6. Осипова Л. Б., Салганова Е. И. Цифровая грамотность студентов: компетентностный подход. //Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2023. № 1.Т.16. С. 126–139

7. Программа «Цифровая экономика». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632‑р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71634878/ (дата обращения: 12.01.2023).

8. Слесарь М. В. Сетевая среда учреждений повышения квалификации как важнейший фактор совершенствования профессионализма педагогов условиях цифровизации системы образования //Философские и методологические проблемы образования. 2018. № 2 (21). С. 7–12.

9. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей //Национальный психологический журнал. 2014. № 2 (14). С. 25–31.

10. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 436-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (дата обращения: 12.02.2023 г.).

11. Шариков А. В. Концепции цифровой грамотности: российский опыт // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2018. Т. 3. № 3. С. 96–112.

12. Якунин А. Ф. Информационно-коммуникационные технологии и цифровая грамотность педагога // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. 2016. № 1. С. 468–471.

13. Belshaw D. The Essential Elements of Digital Literacies. URL: https://archive.org/details/The Essential Elements Of Digital Literacies (дата обращения: 22.02.2023 г.).

14. Woodworth K. R., Arshan N. L., Gallagher H. A. UC Irvine Writing Project’s Pathway to Academic Success Program: An Investing in Innovation (i3) Validation Grant Evaluation. Technical Report. URL: https://www.sri.com/sites/default/files/publications/pathway_i3_sri_technical_report_21dec17_final_in_jan.pdf (дата обращения: 22.02.2023 г.).

15. Davis K., Ambrose A., Orand M. Identity and afterschool settings: Investigating digital media’s supporting role. Digital Culture & Education, 2017. 9(1). Pp.31–47.

16. Gilster P. Digital Literacy. New York: Wiley Computer Publishing, 2017

17. Kullaslahti J., Ruhalahti S., Brauer S. Professional development of digital competences: Standardised frameworks supporting evolving digital badging practices. Journal of Siberian Federal University. Mathematics and Physics, 2019. 12. Pp.175–186.

18. Limberg L., Sundin O., Talja S. Three theoretical perspectives on information literacy. Human I, 2012. 11/2. Pp. 93–130.

19. Falloon G. From digital literacy to digital competence: The teacher digital competency (TDC) framework. Educational Technology Research & Development, 2020. 68(5). Pp. 2449–2472.

20. Zhao Y., Sánchez Gómez M. C., Pinto Llorente A. M., Zhao L. Digital competence in higher education: Students’ perception and personal factors. Sustainability, 2021. 13 (21). Pp. 1–17.


Рецензия

Для цитирования:


Горева О.М., Толстоухова И.В. Формирование цифровой грамотности студентов вуза. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023;(2 (83)):102-109. https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.83.2.010

For citation:


Goreva O.M., Tolstoukhova I.V. Formation of Digital Literacy of University Students. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2023;(2 (83)):102-109. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.83.2.010

Просмотров: 470


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)