Модель профессионального самоопределения детей и молодёжи
https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.79.4.013
Аннотация
В статье представлена разработанная практико-ориентированная модель непрерывного сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи в муниципальной системе образования — схематическое изображение построения процесса непрерывного сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи в муниципальной системе образования, в котором обозначены основные компоненты и взаимосвязи между ними. Модель состоит из функционально-целевого, процессуально-деятельностного и контрольно-оценочного блоков. В процессе реализации модели у обучающихся формируется потребность в навигации индивидуальной траектории развития. Модель способствует обеспечению непрерывности процесса сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи в муниципальной системе образования благодаря созданным психолого-педагогическим условиям. Представленная модель имеет своё теоретическое основание: разработаны психолого-педагогические условия, необходимые для практической реализации данной модели; показана необходимость создания предпосылок для проявления активности субъектов образовательного процесса в рамках профориентационной работы; обоснован принцип соблюдения непрерывности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся от старшего дошкольного возраста до выпуска их из общеобразовательного учреждения в профориентационной навигации индивидуальной траектории развития. Также обоснована необходимость учета индивидуальных профессиональные предпочтения и склонности к различным видам профессиональной деятельности. Проведен анализ профориентационной работы в муниципальном образовании, что потребовало подбора объективных критериев и показателей согласующихся с региональной системой работы по профориентции обучающихся. Полученные результаты экспериментальной проверки разработанной практико-ориентированной модели свидетельствует о высокой её эффективности, а также о готовности детей и молодёжи в муниципальной системе образования к профессиональному самоопределению.
Об авторах
Н. Л. МихайловаРоссия
Михайлова Надежда Леонидовна - аспирант кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования
Е. Н. Швейд
Россия
Швейд Елена Николаевна - аспирант кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования
В. Д. Повзун
Россия
Повзун Вера Дмитриевна - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования
Г. А. Степанова
Россия
Степанова Галина Алексеевна - доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник регионального ресурсного центра образовательных технологий по работе с детьми с нарушениями в развитии
А. В. Демчук
Россия
Демчук Анастасия Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики профессионального и дополнительного образования
Список литературы
1. Блинов В. И., Сергеев И. С., Зачесова Е. В., Есенина Е. Ю., Кузнецова И. В. и др. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. М.: ФИРО, 2015. 54 с.
2. Бычкова, Т. Н. Формирование ценностей экологической этики и профессиональной ориентации у школьников на основе этнокультурного опыта коренных народов Севера // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 264–266.
3. Вяземский Е. Е., Евладова Е. Б. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.: основные идеи, положения, направления // Профильная школа. 2016. № . 1. С. 3–11.
4. Кислов А. Г., Щербина Е. Ю. К педагогике эпохи цифрового разрыва // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 1. C. 49–59.
5. Козловская С. Н., Козловская Д. И. Роль вуза в профессиональном воспитании будущего специалиста по социальной работе. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41478610 (дата обращения: 23.02.2022).
6. Корнеев Е. П., Лысенко В. Г. и др. Опережающая подготовка специалистов для инновационного социально-экономического развития регионов // Профильная школа. 2019. № 2. С. 21–29.
7. Лысенко В. Г. Изучение зарубежного опыта профессионального самоопределения обучающихся как инновационный потенциал опережающей профессиональной подготовки // Профильная школа. 2021. № . 1. С. 35–40.
8. Михайлова Н. Л.,Степанова Г. А., Кочурова О. И. Непрерывное сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в муниципальном образовании // Современные научно-исследовательские решения в условиях технологических и цифровых новаций. 2021. С. 64–73.
9. Пашкевич А. В. Основы проектирования социально-педагогических условий профессионального самоопределения студентов бакалавриата. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23133625 (дата обращения 20.02.2022).
10. Старовойтова Л. И. Социальное профессиональное образование в современной системе образования. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32336964 (дата обращения: 20.02.2022).
11. Черняева Н. П. Профориентационная работа в условиях учреждения дополнительного образования «межшкольный учебный комбинат» // Вестник ТОГИРРО. 2016. № 1(33). С. 100–102.
12. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие. М.: Академия, 2007. 122 с.
13. Australian Government Report on Government Services 2020. URL: https://www.pc.gov.au/research/ongoing/report-on-government-services/2020/child-care-education-and-training/vocational-education-and-training/rogs2020-partb-section5.pdf (дата обращения 26.02.2022).
14. Nesterova L. V., Karminskaya T. Stepanova G. A. [et al.] Stimulation of Future Specialists' Continuous Professional Training in Northern Educational Complex Conditions // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. Vol. 12. Pp. 1505–1512.
15. Shestak V., Gura A., Borisova U., Kozlovskaya D. The role of social networks in the organization of the educational process and learning // International Journal of Interactive Mobile Technologies. 2021. Vol. 15 Pp. 96–112.
Рецензия
Для цитирования:
Михайлова Н.Л., Швейд Е.Н., Повзун В.Д., Степанова Г.А., Демчук А.В. Модель профессионального самоопределения детей и молодёжи. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022;(4 (79)):145-156. https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.79.4.013
For citation:
Mikhailova N.L., Shveyd E.N., Povzun V.D., Stepanova G.A., Demchuk A.V. Model of Professional Self-Determination of Children and Youth. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2022;(4 (79)):145-156. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.79.4.013