Мониторинг как определяющий фактор управления подготовкой детей и подростков к сдаче норм ГТО
https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.79.4.005
Аннотация
Несмотря на достаточно длительный срок внедрения Всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» в образовательные организации России (с 2014 года), большое число детей и подростков не в состоянии выполнить установленные в этом комплексе нормативные требования, отражающие их кондиционную физическую подготовленность.
Одной из главных причин такого положения, с точки зрения автора, является отсутствие системного информационного обеспечения занимающихся, являющегося ключевым условием для эффективного управления процессом подготовки к выполнению предлагаемых комплексом нормативов. При этом системообразующим фактором информационного обеспечения является мониторинг.
Цель исследования, результаты которого представлены в статье, заключается в обосновании возможностей использования мониторинга для реализации основных функций управления процессом подготовки детей и подростков к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.
Основным теоретическим методом исследования явился анализ литературных источников и документов, связанных с изучаемой проблемой. При проведении экспериментальной части работы использовался метод опроса, ориентированного на получение эмпирического материала, связанного с оценкой информированности учащихся о нормативных требованиях комплекса ГТО и самооценки готовности к их выполнению.
Результатами исследования, определяющими научную новизну, является обоснование значения мониторинга и конкретных практико-ориентированных рекомендаций по реализации основных функций управления (к которым относятся планирование, контроль, стимулирование и организация) при подготовке детей и подростков к выполнению нормативных требований комплекса ГТО за счет систематического информационного обеспечения занимающихся и педагога о текущих и итоговых показателях.
Об авторе
Л. А. СеменовРоссия
Семенов Леонид Алексеевич - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физического воспитания
Список литературы
1. Аршинник С. П., Дудка Г. Н., Малашенко К. В. и др. Степень готовности детей школьного возраста к выполнению норм ГТО // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2015. № 11 (129). С. 19–27.
2. Банникова Т. А., Горошко А. С. Мониторинг физического состояния школьников г. Краснодара // Мониторинг физического развития, физической подготовленности различных возрастных групп населения: Материалы первой Всероссийской научно-практической конференции, 17–19 января 2003 г. Нальчик, 2003. С. 246–251.
3. Бестужев-Лада И. В. Экспертный сценарно-прогностический мониторинг: принципы организации // Социологические исследования. 1993. № 8. С. 100–104.
4. Карпов В. Ю., Козьков Р. В., Сибгатулина Ф. Р. и др. Оценка готовности детей 6–7 лет к освоению нормативных требований ГТО в условиях дошкольных учреждений // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2019. № 2 (168). С. 192–196.
5. Краткий словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Ляхина и Ф. Н. Петрова. М.: Изд-во иностранных и национальных слов, 1950. 454 с.
6. Левушкин С. П. Оценка физического состояния школьников с использованием компьютерных технологий // Теория и практика физической культуры. 2002. № 1. С. 60–63.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2014 г. № 540 г. Москва «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)». URL: http://base.garant.ru/70675222/ (дата обращения: 20.04.2022).
8. Постановление Правительства Российской Федерации (№ 916 от 29.12.2001 г.) «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья, населения, физического развития детей, подростков и молодежи» // Российская газета, 2002, 12 января.
9. Семенов Л. А. Об эффективности мониторинга // Физическая культура в школе. 2004. № 7. С. 2–6.
10. Семенов Л. А., Киласьев И. А. Исследование информированности учащихся о требованиях комплекса ГТО и самооценки готовности к их выполнению // В сборнике «Стратегия формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта: тенденции, традиции и инновации. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В. Н. Зуева. 2019. С. 101–104.
11. Синявский Н. И., Фурсов А. В., Лосев В. Ю. Мониторинг готовности подростков к выполнению нормативов комплекса ГТО // Теория и практика физической культуры. 2020. № 11. С. 98–100.
12. Синявский Н. И., Фурсов А. В., Младенцев А. В. и др. Online технология в организации текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету «Физическая культура» на основе требований комплекса ГТО // Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции «Физическое воспитание детей в современных условиях информативного образования в России». М.:2021. С. 30–34.
13. Управление развитием школы / Под редакцией М. М. Поташника и В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. 464 с.
14. Фалмер Роберт М. Энциклопедия современного управления: в 5 т. Т. 1. Основы управления. Планирование как функция управления. М.: ВИПКэнерго, 1992. 168 с.
15. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Просвещение, 1997. 313 с.
Рецензия
Для цитирования:
Семенов Л.А. Мониторинг как определяющий фактор управления подготовкой детей и подростков к сдаче норм ГТО. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022;(4 (79)):126-132. https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.79.4.005
For citation:
Semenov L.A. Monitoring as a Key Determinant in Management of Training Children and Teens for Performing GTO Stand-Ards. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2022;(4 (79)):126-132. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.79.4.005