Специфика курса «Основы педагогики» в профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа
https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.79.4.012
Аннотация
В статье рассматривается подход к изучению курса «Основы педагогики» в условиях музыкального училища (колледжа) в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования группы специальностей 53.00.00 «Музыкальное искусство». Определяются возможности формирования профессиональных компетенций студентов музыкального училища (колледжа) в процессе освоения дисциплины как основы будущей педагогической деятельности в образовательных организациях различных уровней и типов. Конкретизируется место дисциплины «Основы педагогики» в содержании профессионального модуля «Педагогическая деятельность», подчеркивается системообразующий характер педагогической подготовки и интегративность психолого-педагогической, методической и специальной профессиональной подготовки выпускников. Акцентируется внимание на специфике освоения курса в связи с особенностями студенческого контингента музыкального училища, что предполагает необходимость повышения мотивации к педагогической деятельности и изучению педагогики, исходя из первоначальной ориентации студентов преимущественно на исполнительскую деятельность. Обозначена роль дисциплины в осознании студентами социальной значимости педагогической профессии, в формировании готовности к педагогической практике и итоговой государственной аттестации. В связи с этим определены источники обновления содержания дисциплины как фактора, способствующего достижению качества профессиональной подготовки и построению будущей профессионально-педагогической карьеры выпускников музыкального училища (колледжа).
Об авторе
И. В. ФеттерРоссия
Феттер Инна Витальевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики
Список литературы
1. Бодина Е. А. Музыкальное образование в новых социокультурных реалиях // Педагогика искусства 2021. № 1. С. 17–22. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/bodina_17-22.pdf (дата обращения 06.05.2022).
2. Декина Е. В. Подготовка будущих педагогов к воспитательной работе с различными категориями учащихся // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 9. С. 16–20 [Электронный ресурс]. URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=11752 (дата обращения 06.05.2022).
3. Захарова М. А., Карпачева И. А. Профессиональное воспитание педагога-творца // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (267). С. 54–57.
4. Камалова Г. Р. Проблемы среднего профессионального музыкального образования в России на современном этапе // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2016. № 44. С. 137–143. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27405608& (дата обращения 06.05.2022).
5. Ковалев В. П., Горбунова Т. В. Непрерывное педагогическое образование как условие совершенствования подготовки педагогов к профессиональной деятельности // Вестник ЧГПУ. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева. 2010. № 8. С. 100–108.
6. Колышева Т. А., Благинина Т. И. Профессионально-личностная рефлексия педагога-музыканта: операциональный компонент // Музыкальное искусство и образование. Musical Art and Education. 2020. Т. 8, № 3. С. 82–102. DOI: 10.31862/2309–1428–2020–8–3–82–102.
7. Лукина А. К., Крюкова И. А., Степанова Н. И., Снисарева Г. М. Конкурсная деятельность обучающихся СПО как эффективный способ повышения интереса к получаемой профессии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 5–1. С. 132–136.
8. Нагаева И. А., Коняхина М. С. Особенности применения интерактивных технологий в профессиональном музыкальном образовании // Педагогика искусства. 2019. № 3. С. 100–107. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/nagaeva_konyahina_100–107.pdf (дата обращения 06.05.2022).
9. Полякова Е. С. Методологические основания развития личности педагога-музыканта в образовательном процессе // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». М.: Московский педагогический государственный университет. 2016. 4 (16). С. 13–24.
10. Привалова Г. Ф. Конкурс профессионального мастерства как средство развития творческого потенциала педагога: автореф. дис. … канд. пед. наук. Рос. гос. проф.-пед. ун-т. 2008, 22 с.
11. Рачина Б. С. Подготовка педагога-музыканта в контексте нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование» М.: Московский педагогический государственный университет. 2014. 2 (6). С. 48–58.
12. Стукалова О. В. Потенциал гуманитарного знания в оптимизации профессиональной подготовки специалистов в сфере культуры и искусства // Педагогика искусства. 2014. № 3. С. 1–4. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/stukalova.pdf (дата обращения 06.05.2022).
13. ФГОС среднего профессионального образования. URL: https://fgos.ru/search/spo/ (дата обращения 21.01.2022).
14. Феттер И. В. Изменения в содержании и организации курса «Введение в педагогическую науку и деятельность» // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 463. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20061 (дата обращения 06.05.2022).
15. Феттер И. В. Конкурс как гуманитарная образовательная технология подготовки педагога-музыканта в вузе [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 4 (40). С. 267–279. URL: http://vestospu.ru/archive/2021/articles/18_40_2021.pdf. (дата обращения 06.05.2022). DOI:10.32516/2303–9922.2021.40.18.
16. Феттер И. В. Конкурс как ресурс непрерывного профессионального образования педагога [Электронный ресурс] // Становление учителя будущего в пространстве дополнительного профессионального образования: электрон. сб. материалов участников всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием). Волгоград. 2020. С. 54–58.
17. Феттер И. В. Конкурсная деятельность как ресурс формирования профессионально-педагогической культуры студентов // Материалы Международной научно-практической конференции «Культурно-антропологическая парадигма: практика реализации в условиях компетентностной модели образования», 21–22 сентября 2017 г. Барнаул: АлтГПУ. 2017. С. 283–286. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30552820 (дата обращения 06.05.2022).
18. Феттер И. В. Специфика педагогической направленности студентов факультета искусств // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. Научный журнал. 2017. № 4 (17). С. 134–137.
19. Феттер И. В., Феттер П. З. Воспитательная работа на факультете искусств педагогического университета // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30307 (дата обращения 06.05.2022).
20. Фролова Н. А. Роль аутодидактических процессов в художественно-творческом саморазвитии студентов-музыкантов // Музыкальное искусство и образование. 2019. Т. 7. № 3. С. 62–78. DOI: 10.31862/2309–1428–2019–7–3–62–78.
21. Цыпин Г. М. Самообразование в процессе становления личности педагога-музыканта // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». М.: Московский педагогический государственный университет. 2016. 1 (13). С. 48–56.
Рецензия
Для цитирования:
Феттер И.В. Специфика курса «Основы педагогики» в профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022;(4 (79)):115-125. https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.79.4.012
For citation:
Fetter I.V. Specifics of Mastering the «Fundamentals of Pedagogy» Course in Vocational Training of Students of the Music College. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2022;(4 (79)):115-125. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.79.4.012