Подготовка эффективных менеджеров в цифровой образовательной среде вуза: основные понятия и подходы
https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.79.4.015
Аннотация
Процессы цифровизации и переход на новые интеллектуальные платформы являются одним из ведущих инструментов в формировании профессиональных компетенций будущих менеджеров при реализации стратегии повышения конкурентоспособности в современных вузах. В статье обсуждается проблема формирования профессиональных компетенций и качеств менеджера в цифровой среде высшей школы. Представлены результаты аналитического исследования по проблеме подготовки управленческих кадров в цифровой образовательной среде, проведен анализ революционных теорий менеджмента, управления и подходов, профессиональных компетенций и качеств будущих менеджеров, дается понимание содержания деятельности менеджера вуза в рамках стратегии адаптации российских вузов к происходящим изменениям в мире и обществе.
Рассмотрены взаимодействия, которые возникают и формируются во внутриуниверситетской среде между преподавателями, студентами и администрацией в процессе подготовки эффективных менеджеров в части продвижения проектов и инициатив, оказывающих конструктивное воздействие на формирование у будущих специалистов компетенций, необходимых при образовательной и научной трансформации.
Результаты аналитического исследования позволяют увидеть возможности цифровой образовательной среды вуза в подготовке эффективных менеджеров, представляющей собой комплексную систему программно-методического обеспечения, ориентированную на образовательные потребности обучающихся, и могут использоваться для выбора инструментов формирования и развития профессиональных компетенций менеджеров высшего звена. Переход к обучению с использованием цифровых ресурсов информационной среды вуза предполагает изменение содержания их образования и методов его реализации.
Ключевые слова
Об авторах
Е. В. СмольниковаРоссия
Смольникова Елена Владимировна - заместитель директора Центра перспективного развития
В. К. Власова
Россия
Власова Вера Константиновна - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры начального образования
В. Г. Закирова
Россия
Закирова Венера Гильмхановна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой начального образования
Список литературы
1. Андреев А. А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах // Инновации в образовании. 2004. № 6. С. 98–113.
2. Базавлуцкая Л. М. Организаторская культура в системе управления персоналом образовательной организации: Монография / Л. М. Базавлуцкая //. Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. 134 с. ISBN 978–5–93162–057–2.
3. Булдыгин С. С. Концепция промышленной революции: от появления до наших дней // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 420. С. 91–95.
4. Вяткина Н. В. Профессия «Менеджер»: ретроспективный анализ социологического подхода / Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2015. № 2. С. 32–37.
5. Гончаров М. А. Основы маркетинга и консалтинга в сфере образования: Учеб. пособие для вузов. М.: КноРус, 2010. 336 с.
6. Демцура С. С. Ценообразование и экономическая основа ценовой конкуренции / С. С. Демцура // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 123–126.
7. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильямс. 2007. 276 с. С. 3.
8. Иванова О. Ю. Информационно-образовательная среда вуза: сущность и структура / О. Ю. Иванова, З. Ю. Кутузова, А. В. Кутузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 8. С. 20–29. URL: https://e-koncept.ru/en/2020/201054.htm?view (дата обращения 11.10.2022).
9. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. М.: ИНФРА-М. 2007. 495 с. С. 426
10. Роббинз С. П. Менеджмент / С. П. Роббинз, М. Коултер. 8‑е изд. М.: Вильямс. 2007. 1056 с. С. 35.
11. Рябинина Е. В. Сетевой медиативный центр: на примере профессиональных образовательных организаций // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 6. С. 33–35.
12. Семенов А. Л. Качество информатизации школьного образования // Вопросы образования: научно-образовательный журнал. 2005. № 3. С. 248–270.
13. Симонов В. П. Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании. М.: Высшее образование. 2009. 368 с.
14. Челнокова Е. А. Педагогический менеджмент как вид управленческой деятельности педагога / Е. А. Челнокова, Е. А. Коровина, Н. Ф. Агаев // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12–1. С. 165–168. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35232 (дата обращения: 06.06.2022).
15. Pirolli F. Une approche informationnelle de la médiation des savoirs dans les organisations: médiations documentaires et pratiques informationnelles // Communication et Organisations. 2016. № 49. С. 33–41.
Рецензия
Для цитирования:
Смольникова Е.В., Власова В.К., Закирова В.Г. Подготовка эффективных менеджеров в цифровой образовательной среде вуза: основные понятия и подходы. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022;(4 (79)):81-91. https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.79.4.015
For citation:
Smolnikova E.V., Vlasova V.K., Zakirova V.G. Training Effective Managers in a Digital Educational Environment: Basic Concepts and Approaches. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2022;(4 (79)):81-91. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.79.4.015