Коммуникативная компетентность педагога: критериально-диагностический инструментарий
https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.76.1.006
Аннотация
Педагогическая деятельность прямо или косвенно опосредуются коммуникативной. Принятие идей инклюзивного образования не только расширяет количество субъектов образовательного пространства, но и усложняет всю коммуникативную деятельность. Все это требует более высокого уровня сформированности коммуникативной компетентности у современных педагогических работников. Кроме этого, коммуникативная компетентность важна для педагога не только как компонент его профессиональной компетентности, но и как фундамент для формирования других компетентностей.
Именно поэтому значима диагностика компетентности у студентов педагогических специальностей. В данной статье предлагается критериально-диагностический инструментарий для определения уровня сформированности коммуникативной компетентности.
Список литературы
1. Большой энциклопедический словарь /Под ред. А. М. Прохорова. М. :Большая Российская энци- клопедия, 2000. 1456 с.
2. Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия и коммуникативная компетентность. Челябинск: АТОКСО, 2007. 253 c.
3. Жеребкина В. Ф. Формирование педагогической коммуникативной компетентности будущих учителей в процессе обучения в вузе: Дис. ... канд. пед. наук. 13.00.08 Челябинск, 2001. 189 с.
4. Жизнева Н. В. Коммуникативная компетентность педагога как условие эффективного психологического сопровождения развития младших школьников с нарушениями речи: автореф. на соискание ученой степени кандидата психологических наук 19.00.13. Ростов на Дону. 2011. 25с.
5. Коджаспиров А. Ю., Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь М.: Академия, 2003. 176 с.
6. Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь// Спецыяльная адукацыя. 2015. № 5. С. 3–10.
7. Костромина С. Н., Реан А. А.Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешности его диагностической деятельности // Психологическая наука и образование. 2007 № 3 С. 77–86.
8. Кривуть М. Л. Коммуникативная компетентность педагога инклюзивного образования: структурные компоненты и уровни развития // Вестник БарГУ. 2019. Вып.7. С.45–53
9. Овсянникова Е. К., Марухно В. М. Коммуникативная компетентность преподавателя высшей школы как фактор эффективности учебно-воспитательного процесса // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 4. С. 186–187. URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=6919 (дата обращения: 04.03.2020).
10. Собчик Л. Н. Диагностика межличностных отношений :Модифицир. вариант интерперсон. диагностики Т. Лири : метод. руководство –– М. : МКЦ ГУ по труду и социальным вопросам Мосгорисполкома, 1990. 48 с.
11. Соловьева О. А. Готовность педагогов к инклюзивному обучению учащихся с ОПФР в учреждениях профессионального образования // Профессиональное образование. № 1(23). 2016. С. 9–14.
12. Тищенко В. А. Коммуникативные умения: к вопросу классификации // КПЖ. 2008. №2. URL::https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-umeniya-k-voprosu-klassifikatsii (дата обращения 31.07.2018).
13. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. 488с.
14. Хитрюк В. В. Коммуникативный компонент инклюзивной готовности будущих педагогов: сущность, векторы, критерии и показатели сформированности / ХІV Международная научно-практическая конференция «Психолого-педагогические проблемы развития личности профессионала в условиях университетского образования» [Сб. ст.] Киттен (Болгария), 2014. С. 484–490
15. Шадриков В. Д. Базовые компетенции педагогической деятельности // Сибирский учитель. Новосибирск, 2007. № 6. С. 5–15.
Рецензия
Для цитирования:
Кривуть М.Л. Коммуникативная компетентность педагога: критериально-диагностический инструментарий. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022;(1 (76)):50-56. https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.76.1.006
For citation:
Krivut M.L. Communicative Competence of a Teacher: Criterial-Diagnostic Instrumentation. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2022;(1 (76)):50-56. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.76.1.006