Развитие коммуникативной мотивации в процессе обучения иностранному языку в профессиональной деятельности
https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.79.4.007
Аннотация
Статья посвящена проблеме мотивации на занятиях по иностранному языку в непрофильном вузе. Целью работы является определение эффективных способов развития коммуникативной мотивации в процессе формирования универсальных компетенций. Исследование основано на идее необходимости коммуникативного подхода к организации обучения иностранному языку в профессиональной деятельности. Представлены и проанализированы основные понятия исследования. Определены направления содержания обучения при создании учебно-методического комплекса дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» в системе подготовки магистров. Результаты исследования показали, что для развития и сохранения долгосрочной коммуникативной мотивации в ходе всего процесса изучения иностранного языка необходимы личный интерес, активность обучающихся во время контактной и самостоятельной работы, чему во многом способствует актуальность тем и предлагаемых материалов, соответствующие формы учебного взаимодействия.
Ключевые слова
Об авторе
М. С. ЗавьяловаРоссия
Завьялова Мария Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки и культура речи»
Список литературы
1. Бабинская П. К. Практический курс преподавания иностранных языков / П. К. Бабинская, Т. П. Леонтьева, И. М. Андреасян и др. Минск: ТетраСистемс, 2005. 285 с.
2. Генералова А. А., Кирющина О. В. Индивидуализация обучения как механизм повышения коммуникативной мотивации изучения иностранного языка // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 1 (7). С. 69–74.
3. Герасимова А. С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии // Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН. URL: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_2_p/gerasimova.html (дата обращения: 7.06.2022).
4. Завьялова М. С. Формирование общекультурной компетенции в процессе межличностного общения на занятиях по иностранному языку в системе подготовки магистров // Ученые записки университета им. П.Ф Лесгафта. Спб, 2018. № 12 (166). С. 77–82.
5. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И. А. Зимняя. 3-е изд., пересмотр. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 448 с.
6. Коджаспиров А. Ю., Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ МарТ; Ростов/н/Дону: Издательский центр «МарТ». 2005. 448 с.
7. Министерство науки и высшего образования Российской федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — магистратура по направлению подготовки 38.04.01 Экономика. Москва. 11 августа 2020 г. N 939.
8. Никитская М. Г., Толстых Н. Н. Зарубежные исследования учебной мотивации: XXI век // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7, № 2. С. 100–113. URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2018/nn2/93944.shtml (дата обращения: 06.02.2022).
9. Пассов Е. И. и др. Концепция коммуникативного иноязычного образования. СПб: Златоуст, 2007. 200 с.
10. Суслова О. В. Формирование коммуникативной мотивации при изучении иностранных языков в высшей школе // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 6. С. 189–191.
11. Флеров О. В. Иноязычная коммуникативная мотивация и её развитие в учебном процессе // Психология и Психотехника. 2017. № 3. С. 53–68. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=23790 (дата обращения: 08.02.2022)
12. Guthrie J. T. [et al.]. Influences of stimulating tasks on reading motivation and comprehension. Journal of Educational Research. 2006. Vol. 99. № 4. Pp. 232–246.
13. Hidi S., Renninger K. A. The Four-Phase Model of Interest Development. Educational Psychologist. 2006. Vol. 41. № 2. Pp. 111–127.
14. Martin A. J., Dowson M. Interpersonal Relationships, Motivation, Engagement, and Achievement: Yields for Theory, Current Issues, and Educational Practice. Review of Educational Research. 2009. Vol. 79. № 1, Pp. 327–365.
15. Oyserman D., James, L. Possible selves: From content to process. In Markman Klein, Suhr J. A. (Eds.), The Handbook of Imagination and Mental Stimulation. 2009. Psychology Press. Pp. 373–394
16. Pekrun R. The Control-Value Theory of Achievement Emotions: Assumptions, Corollaries, and Implications for Educational Research and Practice. Educational Psychology Review. 2006. Vol. 18. № 4. Pp. 315–341.
17. Valdesol P., Shtulman A., Baron A. S. Science Is Awe-Some: The Emotional Antecedents of Science Learning. Emotion Review. 2017. Vol. 9. № 3. Pp. 215–221.
Рецензия
Для цитирования:
Завьялова М.С. Развитие коммуникативной мотивации в процессе обучения иностранному языку в профессиональной деятельности. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022;(4 (79)):45-52. https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.79.4.007
For citation:
Zavyalova M.S. Communicative Motivation Development while Teaching a Foreign Language in Professional Activity. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2022;(4 (79)):45-52. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.79.4.007