Образовательный потенциал функциональной грамотности в параметрах концептуальности и региональной практики
https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.79.4.004
Аннотация
В статье раскрыта система концептуальных подходов, обосновано понятие «образовательный потенциал функциональной грамотности» как динамическая совокупность концептов (социокультурного, личностного, содержательно-деятельностного, методологического); необходимый ресурс и средство подготовки выпускника к жизнедеятельности в условиях региона».
Показаны целевые установки, стоящие перед школой в условиях перехода к информационному обществу. Приведены основные содержательные линии формирования функциональной грамотности в региональном образовательном сообществе ХМАО-ЮГРA. Раскрыто психолого-педагогическое осмысление функциональной грамотности как индивидуально-личностной характеристики выпускника образовательного учреждения; ее функционально-дидактическое значение, особенности проектирования, методические приемы, влияющие на специфику и качество образовательной деятельности.
Об авторах
Г. И. ЕгороваРоссия
Егорова Галина Ивановна - доктор педагогических наук, профессор, профессор
кафедры педагогического и специального образования
А. А. Маринова
Россия
Маринова Анна Андреевна - аспирант кафедры педагогического и специального образования
Список литературы
1. Агранович М. Л. Российское образование в контексте международных индикаторов / М. Л. Агранович, ФИРО РАНХиГС, М., 2019. (In Russian).
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. С. 342.
3. Вершловский С. Г. Изменения в социально-педагогическом портрете выпускника петербургской школы/ С. Г. Вершловский, М. Д. Матюшкина // Вопросы образования, 2011. № 1. С. 99–114.
4. Глобальная конкурентоспособность российского образования: материалы для дискуссии / И. В. Абанкина, И. Д. Фрумин и др.; М.: НИУ ВШЭ, 2017. 112 с.
5. Егорова Г. И. Дискурс-анализ формирования функциональной грамотности будущих бакалавров в области профессиональной деятельности // Вестник ТГПУ. № 5. 2021 г.
6. Ковалева Г. С. Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны: материалы к заседанию Президиума РАО 27 июня 2018 года // Официальный сайт «Центр оценки качества образования ИСРО РАО». URL: http://www.centeroko.ru/public.html (дата обращения: 15.06.2022).
7. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года распоряжение от 24 июня 2022 года № 1688-р
8. Кривых С. В. Пространство и среда в образовании. — Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2017. 77 с.
9. Передовые практики инновационной деятельности образовательных учреждений Адмиралтейского района Санкт-Петербурга: Сборник статей организаторов и участников инновационной деятельности / Под ред. О. М. Гребенниковой, А. А. Кочетовой, С. А. Писаревой. СПб: «КультИнформПресс», 2020. 179 с.
10. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л. Ю. Панариной, И. В. Сорокиной. Самара: СИПКРО, 2019. 130 с.
11. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
Рецензия
Для цитирования:
Егорова Г.И., Маринова А.А. Образовательный потенциал функциональной грамотности в параметрах концептуальности и региональной практики. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022;(4 (79)):32-44. https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.79.4.004
For citation:
Egorova G.I., Marinova A.A. The Educational Potential of Functional Literacy in the Parameters of Conceptuality and Regional Practice. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2022;(4 (79)):32-44. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.79.4.004