Ценностные отношения студентов: поиск инструментов определения
https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.98.5.016
Аннотация
В статье рассматривается актуальная проблема формирования ценностных отношений у студентов медицинского вуза в условиях аксиологического кризиса; с одной стороны; и усиления внимания к организации воспитательной работы в вузах — с другой.
Изучение понимания и содержания ценностных отношений у студентов медицинского вуза для поиска инструментов определения.
Автор проводит обзор содержания понятий «ценности»; «ценностные отношения»; «ценностные ориентации» и сопоставляет их с приоритетами; закрепленными в действующих нормативно-правовых документах; регламентирующих деятельность образовательных организаций высшего образования. Как показывает анализ литературы; нет единой универсальной трактовки понятия «ценность» и рассматривается в разных научных областях — философии; социологии; психологии и педагогике. Так; в психологии под ценностями понимают устойчивое убеждение в том; что предпочтительнее определенный способ поведения и мотивирующее человека к действиям. В педагогике; ценности рассматривают как лично и добровольно осознанно и неосознанно выбранные нравственные аксиомы; идеалы; признаваемые лучшей частью или большинством того культурного сообщества; в котором вы живете; которые вы исповедуете и которым руководствуетесь в своих оценках; поступках; действиях и решениях.
Вместе с тем автор обращается к социологическим исследованиям по изучению ценностных ориентаций молодежи; проведенным за последние годы. Результаты исследований подтверждают актуальность данной проблемы во все времена и требуют совершенствования нормативных документов; в том числе рабочих программ воспитания; календарных планов воспитательной работы образовательных организаций и обновления применяемых форм и методов воспитания.
Особое внимание уделяется проблеме поиска и обоснования эффективного инструментария изучения ценностных отношений студентов на основе анализа теоретических и методологических исследований в области воспитания и культуры и тщательного изучения нормативно-правовых документов на предмет понимания «ценности; ценностные отношения». Автор пришел к выводу; что одним из наиболее эффективных инструментов является методика изучения ценностных отношений; основанная на материалах русских пословиц. Результаты изучения ценностных отношений у студентов по данной методике позволяют отметить; что преобладает неустойчивость сформированности ценностных отношений; определяющая в дальнейшем задачи и педагогические действия по формированию у них базовых ценностей.
Об авторе
О. В. ВасильеваРоссия
Васильева Ольга Валентиновна — кандидат педагогических наук; доцент кафедры теории и практики сестринского дела
Список литературы
1. Аль-Янаи Е. К. Сущность и генезис понятий "ценность"; "ценностные ориентации"; "ценностное отношение" в педагогике // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 4. URL: https://mirnauki.com/PDF/59PDMN420.pdf (дата обращения: 8.04.2025).
2. Борытко Н.М. Введение в педагогическую деятельность: учеб для студ.пед.вузов/Н.М. Борытко; А.М. Байбаков; И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. Волгоград: изд-во ВГИПК РО; 2006. 40с.
3. Волосков И.В.; Ингеборг В. Молодежь 2024: система ценностей и жизненные ориентиры//Научный журнал «IN SITU». 2024.№ 8. С. 48–49.
4. Дроботенко Ю.Б. Современные проблемы педагогической аксиологии // Вестник Оренбургского государственного университета. 2023. № 4. С. 17–25.
5. Здравомыслов А.Г. Ценностные ориентации: философский энциклопедический словарь. М.; 1989. 815с.
6. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.; 1992.111 c.
7. Основы воспитания молодежи: современный аспект. Методическое пособие / П.В. Степанов; В.В. Круглов; А.В. Сериков; О. О Ляшко; Е.В. Нилов; М.В. Симанкина. Москва; 2024. 118с.
8. Петрова С.М. Использование пословиц для изучения ценностных отношений школьников //Психология человека в образовании. 2019. т. 1. № 3. С. 306–314.
9. Примерная программа воспитания в образовательной организации высшего образования / О.Ю. Васильева и др. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет; 2023. 36 с.
10. Сластенин В.А.; Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. M.: Издательский центр «Академия»; 2003. 192 с.
11. Федь А.М. Воспитание прекрасным. M.: Мол. гвардия; 1984. 191с.
12. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука; 1979.
Рецензия
Для цитирования:
Васильева О.В. Ценностные отношения студентов: поиск инструментов определения. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025;(5(99)):164-172. https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.98.5.016
For citation:
Vasilyeva O.V. Students’ Value Relations: the Search for Determined Tools. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2025;(5(99)):164-172. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.98.5.016











