Модель цифровой компетенции преподавателя педагогического вуза: структура и критерии оценки
https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.98.5.011
Аннотация
Цифровая трансформация образования ставит перед педагогическим вузом задачу подготовки конкурентоспособных выпускников, обладающих компетенциями в области цифровых технологий. Эффективное решение этой задачи возможно только в том случае, если сам преподаватель в полном объеме обладает такими компетенциями. Однако в реальной образовательной практике, зачастую, среди преподавателей наблюдается «цифровой разрыв», обусловленный целым рядом причин: возрастным цензом, низкой мотивацией, технологической некомпетентностью, отсутствием цифрового опыта, цифровыми барьерами и др. Одним из путей преодоления «цифрового неравенства» явилась разработка модели цифровой компетенции преподавателя педагогического вуза. Описанная в работе модель предназначена для выявления индивидуальных дефицитов преподавателя и построения, на этой основе, персонализированных траекторий повышения квалификации, что позволяет перейти от формального соответствия требованиям к управлению непрерывным профессиональным развитием профессорско-преподавательского состава.
Об авторах
С. Ф. ГромоваРоссия
Гоголева Елена Николаевна — кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии и политологии
А. В. Иванова
Россия
Иванова Ангелина Валерьевна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры высшей математики и информатики
Е. В. Митющенко
Россия
Митющенко Елена Вячеславовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и информатики, начальник учебно-методического управления
Л. В. Нигматулина
Россия
Нигматулина Лилия Владимировна — старший преподаватель кафедры высшей математики и информатики
Список литературы
1. Масалова Ю.А. Цифровая компетентность преподавателей российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2021. № 25(3). С. 33–44.
2. Митющенко Е.В. Диагностика уровня сформированности познавательно-коммуникационной компетенции преобразования информации будущих педагогов // Педагогический журнал. 2021. № 11(3–1). С. 179–186.
3. Построение цифрового профиля преподавателя высшей школы / Н.В. Князева, И.П. Михайлова, Н.В. Усманова, Т.А. Шиндина // Информатика и образование. 2024. Том 39. № 4. С. 62–76.
4. Программа развития бюджетного учреждения высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Сургутский государственный педагогический университет» на 2023– 2025 гг. URL: https://www.surgpu.ru/media/uploads/2024/06/18/2023–2025.pdf (дата обращения: 11.08.2025).
5. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Цифровая компетентность российских педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. № 20(4). C. 5–18.
6. Токтарова В.И., Ребко О.В. Модели цифровых компетенций сотрудников: структурносодержательный анализ // Высшее образование сегодня. 2022. № 5–6. С. 8–14.
7. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др.; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина; Нац. исслед.ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. M.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2019. 343 с.
8. Хоченкова Т.Е. Модель цифровых компетенций педагогов: терминологический и содержательный аспекты // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2021. № 18(4). С. 314–325.
9. Шерешикина Л.В., Ковалева Е.А. Цифровой разрыв в академической среде: возрастной аспект // Universum: Психология и образование. 2022. № 4 (94). С. 45–49.
10. ISTE Standards for Educators. International Society for Technology in Education, 2017. URL: https://www.iste.org/standards/for-educators (дата обращения: 11.08.2025).
11. Redecker C., Punie Y. European Framework for the Digital Competence of Educators: DigCompEdu. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017. 95 p.
12. UNESCO ICT Competency Framework for Teachers. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, 2018. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000265721 (дата обращения: 11.08.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Громова С.Ф., Иванова А.В., Митющенко Е.В., Нигматулина Л.В. Модель цифровой компетенции преподавателя педагогического вуза: структура и критерии оценки. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025;(5(99)):119-130. https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.98.5.011
For citation:
Gogoleva E.N., Ivanova A.V., Mityuschenko E.V., Nigmatulina L.V. Model of Digital Competence of a Teacher at a Pedagogical University: Structure and Evaluation Criteria. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2025;(5(99)):119-130. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.98.5.011











