Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Реновация психолого-педагогических классов как инструмент адаптации в условиях социально-экономических преобразований (ретроспективный анализ XIX–XXI вв.

https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.97.4.004

Аннотация

Статья посвящена исследованию закономерностей в реновациях системы профильных психолого-педагогических классов в России в контексте адаптации к масштабным социально-экономическим трансформациям. На основе научных исследований по истории педагогики, экономики и геополитики анализируются три ключевых этапа: середина XIX в., 1920‑е гг., 2020‑е гг. Выявляется детерминация преобразований внешними катализаторами с последующей инициацией социально-экономических переходов, формирующих запрос на педагога нового типа. Установлены инвариантные характеристики реноваций, а также фундаментальная дихотомия между этапами преемственности и радикальным разрывом с культурно-историческим наследием.

Об авторах

А. С. Фетисов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет»
Россия

Фетисов Александр Сергеевич – доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной педагогики



Н. Е. Карпачева
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет»
Россия

Карпачева Наталия Евгеньевна – магистрант естественно-географического факультета, кафедры географии и туризма



Список литературы

1. Арсентьев В. М. Экономическое развитие России в XIX–начале XX века: опыт применения модернизационной парадигмы // Экономическая история. 2010. № 2. С. 4–17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskoe-razvitie-rossii-v-xix-nachale-xx-veka-opyt-primeneniya-modernizatsionnoyparadigmy (дата обращения 17.06.2025).

2. Базанов П. Н. Причины поражения белых в Гражданской войне в России 1917–1922 годов // Вестник РХГА. 2018. № 3. С. 324–332. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-porazheniya-belyh-vgrazhdanskoy-voyne-v-rossii-1917–1922-godov (дата обращения 19.06.2025).

3. Байбородова Л. В., Груздев М. В., Ходырев А. М. и др. Перспективы допрофессиональной педагогической подготовки школьников в современных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. Т. 7. № 3. С. 3–13.

4. Белозерцев Е. П. Русская школа и К. Д. Ушинский. Беседы о великом педагоге. M.: Пересвет, 2007. 303 с.

5. Богуславский М. В. Современная модернизация российского образования: историко-педагогический контекст // Наука и школа. 2014. № 6. С. 15–26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-modernizatsiya-rossiyskogo-obrazovaniya-istoriko-pedagogicheskiy-kontekst (дата обращения 17.06.2025).

6. Булякова Э. Р. Экономический анализ двух мировых войн: когда экономика имела решающее значение // Историко-экономические исследования. 2009. № 1. С. 161–182. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskiy-analiz-dvuh-mirovyh-voyn-kogda-ekonomika-imela-reshayuschee-znachenie (дата обращения 19.06.2025).

7. Вакулова Т. В. Крымская война: конфликт цивилизаций // Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2016. № 6. С. 38–44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krymskaya-voyna-konflikt-tsivilizatsiy (дата обращения 16.06.2025).

8. Васильева О. Ю., Басюк В. С., Казакова Е. И. Традиционные ценности современного российского образования // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2022. № 4. С. 4–17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnye-tsennosti-sovremennogo-rossiyskogopedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения 23.06.2025).

9. Вяземский Е. Е. Вклад великого российского педагога К. Д. Ушинского в отечественную педагогику и образование // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2023. № 2. С. 18–26.

10. Днепров Э. Д. Гражданские и мировоззренческие истоки творчества К.Д. Ушинского // Проблемы современного образования. 2014. № 2. С. 5–15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskie-imirovozzrencheskie-istoki-tvorchestva-k-d-ushinskogo (дата обращения 18.06.2025).

11. Колпачёва О. Ю., Каневская Ж. О., Авдеева Л. Н. и др. Начало государственного этапа женского образования в России // Kant. 2017. № 2 (23). С. 31–35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nachalo-gosudarstvennogo-etapa-zhenskogo-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения 23.06.2025).

12. Концепция профильных психолого-педагогических классов / Министерство просвещения Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации». М., 2021. 63 с.

13. Кривенко А. М. Украинский кризис и угрозы территориальной целостности российской Федерации // Власть. 2015. № 4. С. 14–18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ukrainskiy-krizis-i-ugrozy-territorialnoy-tselostnosti-rossiyskoy-federatsii (дата обращения 21.06.2025).

14. Лукоянов И. В. Россия и сепаратный мир (1914–1917 гг.): из внешнеполитической во внутриполитическую проблему // Вестник ВятГУ. 2014. № 9. С. 80–93. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-i-separatnyy-mir-1914–1917-gg-iz-vneshnepoliticheskoy-vo-vnutripoliticheskuyuproblemu (дата обращения 18.06.2025).

15. Научно-методическое обеспечение организации работы психолого-педагогических классов в различных организационных моделях: монография / Ю.В. Кудинова [и др.]. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2025. 300 с.

16. Носков В. В. Крымская война и развитие славянофильской философии истории // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2002. № 2. С. 103–119. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krymskaya-voyna-irazvitie-slavyanofilskoy-filosofii-istorii (дата обращения 16.06.2025).

17. Олейников Ю. В. Цели и итоги русской революции // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 3. С. 38–51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tseli-i-itogi-russkoy-revolyutsii (дата обращения 20.06.2025).

18. Поливанов Я. М. К вопросу о причинах Первой мировой войны: политико-дипломатические аспекты // Вестник КГУ. 2015. № 3. С. 32–36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-prichinah-pervoymirovoy-voyny-politiko-diplomaticheskie-aspekty (дата обращения 18.06.2025).

19. Ситников Е. В., Шушунова Т. Н., Вакуленко В. Ф. На какую экономическую модель переходит Российская Федерация, отказавшись от капитализма? // Экономическая безопасность. 2022. Т. 5, № 4. С. 1185–1204. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49860699 (дата обращения 22.06.2025).

20. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации от 02 июля 2021 г. М., 2021. 43 с.

21. Фетисов А. С. Идеалы и идеология в формировании профессионально важных качеств педагога и обновлении образовательной практики // Реализация идейного потенциала историко-педагогического знания в контексте современной образовательной политики: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции — XXХVI сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, Оренбург, 28–30 сентября 2023 года / Оренбург: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Волгоградская государственная академия последипломного образования», 2023. С. 223–227.

22. Фетисов А. С. Идейные основы психолого-педагогических классов в наследии К.Д. Ушинского // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2023. № 15. С. 7–14.

23. Фетисов А. С. Психолого-педагогические классы как элемент системы непрерывного профессионально-педагогического образования // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 12. С. 89–95.

24. Фетисов А. С., Кудинова Ю. В. Ретроспектива профильных психолого-педагогических классов и технология их практической реализации в педагогическом вузе // Сибирский педагогический журнал. 2024. № 2. С. 64–73.


Рецензия

Для цитирования:


Фетисов А.С., Карпачева Н.Е. Реновация психолого-педагогических классов как инструмент адаптации в условиях социально-экономических преобразований (ретроспективный анализ XIX–XXI вв. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025;(4(97)):29-40. https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.97.4.004

For citation:


Fetisov A.S., Karpacheva N.E. Renewal of Psycho-Pedagogical Classes as a Tool for Adaptation Amid Socio-Economic Transformations (a Retrospective Analysis: 19th to 21st Centuries). Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2025;(4(97)):29-40. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.97.4.004

Просмотров: 24


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)