Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Использование проектного метода в социально-гуманитарных дисциплинах в аспекте формирования гибких компетенций обучающихся

https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.91.4.009

Аннотация

Межличностные, когнитивно-интеллектуальные компетенции в отличие от профессионально ориентированных не поддаются точному измерению, однако совершенствуются в процессе социального опыта и являются ведущими в критерии оценки успешности личности в сегодняшние дни. Система 4К, четыре ключевых навыка, получившие название Soft Skills (гибкие навыки): критическое мышление, координация, коммуникация и креативность по требованиям современных работодателей имеют тенденцию расширения такими качествами, как умение принимать решения, ответственность, саморазвитие, тайм-менеджмент, восприимчивость к инновациям, любознательность, мобильность и другие. В статье обосновывается целесообразность применения метода проектов в гуманитарных курсах учебного процесса, как эффективного средства формирования гибких компетенций обучающихся в высшей школе.

Об авторе

А. А. Новикова
Тюменский индустриальный университет, филиал ТИУ
Россия

Новикова Анжелика Ахметовна — доцент, кандидат социологических наук, доцент кафедры естественнонаучных и гуманитарных наук

г. Тобольск



Список литературы

1. Брянская О. Л. Роль универсальных компетенций в формировании гибких навыков современного выпускника российского вуза // Педагогические науки. 2023. № 2 (120). С. 6–10.

2. Диденко Г. А., Степанова О. А. Опыт реализации метода проектов в вузе средствами облачных технологий // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 8. С. 187–191.

3. Ермаков Д. С. Модель мягких навыков. Современное образование и soft skills // Образовательная политика. 2021. № 4 (88). С. 42–51.

4. Зайцев В. С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 6. С. 52–63.

5. Закирова Т. И. Проектная деятельность студентов как метод формирования компетенций студентов вузов // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27080 (дата обращения: 19.12.2023).

6. Известия: Путин рассказал о качествах успешных людей будущего: [сайт]. URL: https://iz.ru/661481/2017–10–21/putin-rasskazal-o-kachestvakh-uspeshnykh-liudei-budushchego (дата обращения: 20.12.2023).

7. Калита С. П., Юркин И. Н. Проектный метод преподавания гуманитарных дисциплин как актуальная образовательная технология // Современное педагогическое образование. 2019. № 2. С. 4–9.

8. Коротких Ж. А., Кочешкова И. Ю. Использование технологии проектного обучения в курсе «Введение в теорию межкультурной коммуникации» в формировании универсальных компетенций студентов // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2022. № 2 (51). С. 44–49.

9. Коньшунова А. Ю. К вопросу о классификации проектов в проектном управлении // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2013. № 32. С. 171–178.

10. Мезенцева М. Е. Современные тенденции развития метода проектных технологий в школе и вузе // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 10, № 4. С. 56–68.

11. Николина В. В. Ценностно-целевые ориентиры воспитания патриотизма в контексте социокультурных трансформаций Российского общества // Нижегородское образование. 2021. № 2. С. 13–21.

12. Новикова А. А. Исследование влияния современных образовательных технологий на формирование когнитивной компетентности обучающихся // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 2. С. 57–77.

13. Пушкарев Ю. В., Пушкарева Е. А. Факторы, определяющие развитие когнитивных способностей в условиях цифровизации процессов образования: обзор текущих исследований // Science for Education Today. 2022. Т. 12. № 6. С. 111–136.

14. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е.С. Полат. —М.: Академия, 2005. —272 с.

15. Тулаев Б. Р., Даминов О. О. Проектный метод в высшем образовании // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. 2018. № 4 (30). С. 27–29.

16. Удалова Р. И. Алгоритм педагогического сопровождения формирования гибких компетенций // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2022. № 3 (52). С. 152–158.

17. Kuregyan A. L. Soft skills as key competences for successful employability of graduate students // Vestnik of Samara State Technical University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences. 2022. Vol. 19. No. 4. P. 113–120.

18. Knoll M. Project Method. Encyclopedia of Educational Theory and Philosophy, Publisher: Sage, Editors: D.C. Phillips. 2014. Pp. 665–669.


Рецензия

Для цитирования:


Новикова А.А. Использование проектного метода в социально-гуманитарных дисциплинах в аспекте формирования гибких компетенций обучающихся. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024;(4(91)):62-67. https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.91.4.009

For citation:


Novikova A.A. Use of the Project Method in Social and Humanitarian Disciplines in the Aspect of the Formation of Flexible Competencies of Students. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;(4(91)):62-67. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.91.4.009

Просмотров: 52


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)