Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Образ Мир Суснэ Хума: исторические и социокультурные параллели

https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.90.3.009

Аннотация

В публикации рассмотрены сведения, которые присутствуют в образах Мир Суснэ хума. Он занимает особенное место в пантеоне обских угров. Историко-этнографическая критика фольклорных источников об этом мифическом персонаже способствует большему пониманию социально-политических процессов в среде жителей уральской и западносибирской тайги в дорусскую эпоху. Целью исследования стало выявление и характеристика исторических реалий о Мир Сусне хуме.
При изучении фольклорных и эпических текстов применён системный анализ для раскрытия смысловых наслоений в образе Мир Суснэ хума с абстрагированием от той мифической составляющей, которая препятствует реконструкции компонентов подлинного прошлого. Методологической базой выступил комплексный подход с привлечением ряда методов: исторической компаративистики, историко-генетического и сравнительно-типологического анализа.
Благодаря рассмотрению мифических обско-угорских богатырей уточнена специфика существования и поведения «верхов» в потестарных обществах. Научная новизна заключена в использовании компаративистского подхода. Он позволил обнаружить родственные черты у военных элит в различных этносах периода политогенеза: отчуждение от ближних родственников, пренебрежение к ценностям родоплеменного общества, а также элементы трикстерства и демонстративная агрессия.

Об авторе

М.  Ф. Ершов
БУ ХМАО — Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок»
Россия

Ершов Михаил Фёдорович — кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник 



Список литературы

1. Акишев А.К. Искусство и мифология саков. Алма-Ата: Наука, 1984. 176 с.

2. Бауло А.В. Тагт котиль Торум // Мифология манси. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2001. С. 136–137.

3. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. М.: Мысль, 1983. 206 с.

4. Брагинская Н.В. Кто такие мирмидонцы? // От мифа к литературе: Сборник в честь семидесятипятилетия Е.М. Мелетинского. М.: Российский университет, 1993. С. 231–256.

5. Вртанесян Г.С. Жёлтой трясогузки богатырь: корни образа // Вестник угроведения. 2021. Т. 11. № 3. С. 536–545.

6. Гаврилов Д.А. Трикстер. Лицедей в евроазиатском фольклоре. М.Социально-политическая мысль, 2006. 239 с.

7. Гемуев И.Н. Мир-суснэ-хум // Мифология манси. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2001. С. 89–91.

8. Герасимова С.А. Образ богатыря в мансийских героических песнях (сюжет о защите от внешних врагов) // Вестник угроведения. 2021. Т. 11. № 2. С. 233–241.

9. Герасимова С.А. Образ богатыря в мансийских героических песнях (сюжет о нападении богатырей на чужие городища) // Вестник угроведения. 2021. Т. 11. № 4. С. 624–631.

10. Герасимова С.А. Сюжеты и мотивы мансийских героических песен // Гуманитарный научный вестник. 2021. № 10. С. 111–117. URL: http://naukavestnik.ru/doc/2021/10/ Gerasimova.pdf (дата обращения: 28.12. 2023).

11. Головнёв А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 606 с.

12. Головнёв А.В., Перевалова Е.В. Вожди обских угров и ненцев (по данным фольклора) // Вестник Томского университета. История. 2017. № 49. С. 115–122.

13. Гондатти Л.Н. Следы язычества у инородцев Северо-Западной Сибири. М.: Тип. Е.Г. Протасова, 1888. 91 с.

14. Джаксон Т.Н. Четыре норвежских конунга на Руси: Из истории русско-норвежских политических отношений последней трети X — первой половины XI в. М.: Языки русской культуры, 2000. 192 с.

15. Ершов М.Ф. Маргинальность трикстера и транзитивность политогенеза // Горизонты цивилизации. 2023. Том 14. Вып. 1. С. 51–68.

16. Ершов М.Ф. Социокультурная эволюция образов очеловеченного пространства: общетеоретические и конкретно-исторические аспекты. Ханты-Мансийск, 2013. 275 с.

17. Илья Муромец. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. 559 с.

18. Именитые Богатыри Обского края. Ханты-Мансийск: ИИЦ ЮГУ; Юграфика; Югорский формат. Кн. 2, 2012, 171 с.; Кн. 4, 2018, 212 с.

19. Кирюшин Ю.Ф. Энеолит и ранняя бронза юга Западной Сибири. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. 294 с.

20. Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? Материальная культура племён андроновской общности и происхождение индоиранцев. М: Восточная литература, 1994. 464 с.

21. Кулемзин В.М. Альвали // Мифология хантов. Томск: изд-во Том. ун-та, 2000. С. 106–107.

22. Кулемзин В.М. Мир савите хо // Мифология хантов. Томск: изд-во Том. ун-та, 2000. С. 172–174.

23. Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб.: Евразия, 2005. 640 с.

24. Литаврин Г.Г. Этносоциальная структура славянского общества в эпоху поселения на Балканах (VI–VII вв.) // Этносоциальная и политическая структура раннефеодальных государств и народностей. М.: Наука, 1987. 223 с.

25. Мифы, предания, сказки хантов и манси / Сост. предисл. и примеч. Н.В. Лукиной, под общ. ред. Е.С. Новик. М.: Наука, 1990. 568 с.

26. Новикова Н.И. Традиционные праздники манси. М.: Институт антропологии и этнологии РАН, 1995. 222 с.

27. Патканов С.К. Сочинения в 5 т. Т. 5: Тип остяцкого богатыря по остяцким былинам и героическим сказаниям. Иртышские остяки и их народная поэзия. Тюмень: Мандр и Ка, 2003. 416 с.

28. Петров Н.В. Русский эпос: герои и сюжеты. М.: Неолит, 2020. 280 с.

29. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М.: КоЛибри, 2021. 796 с.

30. Рене Жирар. Козёл отпущения. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. 336 с.

31. Ромбандеева Е.И. Героический эпос манси (вогулов). Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2010. 648 с.

32. Рыбаков Б.А. Древняя Русь: Сказания, Былины, Летописи. М.: Академический проект, 2022. 495 с.

33. Фёдорова Е.Г. Лидеры в традиционном мансийском обществе // Сибирь в контексте русской модели колонизации (XVII — начало XX в.). — СПб.: МАЭ РАН, 2014. С. 214–247.

34. Яшин В.Б. Еще раз о митраических истоках культа Мир-сусне-хума у обских угров // Народы Сибири: история и культура. Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 1997. С. 44–52.

35. Golovnev A.V. Indigenous Leadership in Northwestern Siberia: Traditional Patterns and Their Contemporary Manifestations // Arctic Anthropology. 1997. Vol. 34. N 1. Pp. 149–166.

36. Hatto A.T. (Arthur Thomas) The world of the Khanty epic hero-princes: an exploration of a Siberian oral tradition. New York: Cambridge University Press, 2016. 246 p.

37. Kannisto A., Liimola M.Materialien zur Mythologie der Wogulen. Helsinki: Suomalais-Ugrilainen Seura 1958. 443 p.

38. Mingazova L.I., Galimullin F.G., Galimullina A.F. Folk in the poetry of the people of the Volga and Ural regions // Journal of Language and Literature 2014. Vol. 5. N 4. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F90539772/JLL2014_4_54_.pdf (дата обращения: 28.12. 2023).

39. Naumova Elena V.The Image of Bogatyrs in Yakut and Russian Folklore Texts // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные и социальные науки. 2018. 11(7). Pp. 1113–1126.


Рецензия

Для цитирования:


Ершов М.Ф. Образ Мир Суснэ Хума: исторические и социокультурные параллели. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024;(3(90)):188-196. https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.90.3.009

For citation:


Ershov M.F. Image of Mir Suse Khuma: Historical and Sociocultural Parallels. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;(3(90)):188-196. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.90.3.009

Просмотров: 88


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)