Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Цифровое неравенство при цифровизации образовательного процесса: социологический аспект

https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.82.1.005

Аннотация

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 создание современной и безопасной цифровой образовательной среды является одной из стратегических задач развития страны до 2024 года. Однако, помимо неоспоримых преимуществ, цифровизация образовательного процесса влечет за собой ряд негативных последствий, вызванных как факторами технического характера, так и факторами, связанными с неравными цифровыми навыками обучающихся. Таким образом, формируется цифровое неравенство в сфере образования. Целью статьи является анализ проявлений цифрового неравенства при организации образовательного процесса.

Материалами для анализа послужили исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения, результаты авторского исследования, проведенного в апреле-сентябре 2022 года среди обучающихся, проживающих в г. Екатеринбурге и г. Каменске-Уральском (Свердловская область), а также отчетная информация Министерства образования и молодежной политики Свердловской области.

В ходе исследования установлены недостаточный уровень развитости материально-технической базы образовательных организаций, разный уровень цифровых компетенций у обучающихся и их родителей, а также другие факторы, влияющие на воспроизводство цифрового неравенства обучающихся. Кроме того, определены положительные последствия цифрового неравенства. По результатам анализа разработаны рекомендации для нивелирования негативных последствий цифрового неравенства при цифровизации образовательного процесса.

Об авторах

Н. Б. Костина
Уральский федеральный университет имени первого Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина
Россия

Костина Наталия Борисовна — доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления

г. Екатеринбург



А. А. Чижов
Уральский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Чижов Александр Алексеевич — аспирант кафедры управления персоналом и социологии



Список литературы

1. Бастрыкин А. И. Преступления против несовершеннолетних в интернет-пространстве: к вопросу о виктимологической профилактике и уголовно-правовой оценке // Всероссийский криминологический журнал. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prestupleniya-protivnesovershennoletnih-v-internet-prostranstvek-voprosu-o-viktimologicheskoy-profilaktikeiugolovnopravovoy (дата обращения: 12.12.2022).

2. Вартанова Е. Л., Гладкова А. А. Цифровой капитал в контексте концепции нематериальных капиталов // Медиаскоп. 2020. № 2. URL: http://www.mediascope.ru/2614 (дата обращения: 08.12.2022)

3. Высоцкая А. В. Образовательное неравенство в школе: от интерпретации понятия к детерминирующим факторам // Социальные исследования. 2018. № 2. С. 1–17.

4. Ибрагимова З. Ф., Франц М. В. Неравенство возможностей в школьном образовании: роль территориальных факторов // Социологический журнал. 2021. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neravenstvo-vozmozhnosteyv-shkolnom-obrazovaniirol-territorialnyh-faktorov (дата обращения: 25.12.2022).

5. Константиновский Д. Л. Измерение неравенства в образовании // Россия реформирующаяся: ежегодник. 2018. № 16. С. 171–191.

6. Костина Н. Б., Чижов А. А. К вопросу о разграничении понятий «цифровой раскол», «цифровое неравенство» и «цифровой разрыв» // Уфимский гуманитарный научный форум. 2022. № 1. С. 56–63

7. Костина С. Н., Новикова О. Н. Цифровое неравенство школьников в условиях дистанционного обучения: кейс Пермского края // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2021. № 3. С. 77–86. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-neravenstvoshkolnikov-v-usloviyah-distantsionnogoobucheniya-keys-permskogo-kraya (дата обращения: 06.12.2022).

8. Лисицына Л.С, Лямин А. В., Быстрицкий А. С., Мартынихин И. А. Проблема поддержки когнитивных функций в процессе электронного обучения // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2014. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-podderzhkikognitivnyh-funktsiyv-protsesse-elektronnogoobucheniya (дата обращения: 25.12.2022).

9. Тищенко А. С., Токарева Г. С. Как сократить цифровое неравенство в школьном образовании // Экономическое развитие России. 2022. № 3. С. 41–47. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kaksokratittsifrovoeneravenstvo-v-shkolnom-obrazovanii (дата обращения: 06.12.2022).

10. Фурсова В. В., Ханнанова Д. Х. Социальное неравенство в системе образования: российские и зарубежные теории и исследования. М.: ДиректМедиа, 2013. 380 с.

11. Шакурова Ш. Р., Камалова Г. Р. Цифровизация образования: анализ практик (сельская школа) // Материалы XII международной социологической Грушинской конференции «Общество в поисках баланса», 23–27 мая 2022 г. [Сб. ст.] / Отв. ред. А.В. Кулешова, М.: ВЦИОМ, 2022. С. 161–162.

12. Brown R. H. Falling through the net: A Survey of the "Have Nots" in Rural and Urban America. 1995. Pp. 124–135.

13. Clair K., Ijadi-Maghsoodi R., Nazinyan M., Gabrielian S., Kalofonos I. Veteran Perspectives on Adaptations to a VA Residential Rehabilitation Program for Substance Use Disorders During the Novel Coronavirus Pandemic. 2021. Community Mental Health Journal. Vol. 5. Pp. 801–807.

14. Deursen A., Helsper E. The Third-Level Digital Divide: Who Benefits Most from Being Online? 2015. Vol. 10. Pp. 25–47.

15. Deursen A., Van Dijk J. The digital divide shifts to differences in usage. New Media & Society. 2014. Vol. 16. Pp. 507–526.

16. National Telecommunications and Information Administration (NTIA) Falling Through the Net: A Survey of the ‘Have-nots’ in Rural and Urban America. 1995. Washington, DC: US Department of Commerce. URL: http://www.ntia.doc.gov/ntiahome/fallingthru.html (дата обращения 24.12.2022)

17. Peter J., Valkenburg P. Adolescents’ internet use: Testing the “disappearing digital divide” versus the “emerging digital differentiation” approach. Poetics. 2006. Vol. 34. Pp. 293–305.

18. Thompson T. Demographic and motivation variables associated with Internet usage activities. Internet Research. 2001. Vol. 11. Pp. 125–137.

19. Zillien N., Hargittai E. Digital Distinction: Status-Specific Types of Internet Usage. Social Science Quarterly. 2009. Vol. 90. Pp. 274–291.


Рецензия

Для цитирования:


Костина Н.Б., Чижов А.А. Цифровое неравенство при цифровизации образовательного процесса: социологический аспект. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023;(1 (82)):48-59. https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.82.1.005

For citation:


Kostina N.B., Chizhov A.A. Digital Divide During the Digitalization of the Educational Process: a Sociological Aspect. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2023;(1 (82)):48-59. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.82.1.005

Просмотров: 366


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)