Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Национальные традиции в воспитательном потенциале цифрового социокультурного пространства студенчества

https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.82.1.003

Аннотация

Исследуются механизмы формирования ценностей национальной культуры современного студенчества, рассматриваются элементы воспитательного потенциала «оцифрованного» и реального социокультурного пространства. Анализируются символы современного кинематографа. Отмечается трансформация глубинных смыслов российской национальной символики в западной кинопродукции, обретение новых символов в современной российской анимации. На материалах массовых анкетных опросов и контент-анализа персональных страниц студентов в социальных сетях 2020–2022 гг. раскрываются характеристики социального взаимодействия как в самой общности, так и с общностью преподавателей: отношение к взаимодействию с помощью гаджетов, изменения в структуре личных контактов в реальном мире и в социальных сетях, продолжительность и формы контактов. Как значимый фактор динамики цифровизации культуры студенческой общности принимается во внимание длительная самоизоляция в период пандемии. Выявлены предпочтения студентов в мировом и российском киноискусстве. Показан значительный деструктивный потенциал выбранных студентами образцов западного кинопроката, воспитательный потенциал современного российского кино. Фиксируется исчезновение четкой пространственной локализации слоев актуальной культуры и возникновение эффекта их коллаборации как по форме, так и по содержанию. Делаются выводы значительной роли цифрового контента в формировании культурных предпочтений, системы ценностей современной студенческой молодежи, общностной солидарности и системы общностных действий. Обосновывается недостаточная роль общности преподавателей вузов в сетевом взаимодействии со студентами, что снижает возможности передачи культурного капитала между общностями.

Об авторах

Е. Н. Нархова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Нархова Елена Николаевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры управления в сфере физической культуры и спорта

Екатеринбург



Д. Ю. Нархов
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Нархов Дмитрий Юрьевич — кандидат социологических наук, доцент кафедры организации работы с молодежью

Екатеринбург



Д. Н. Трубарева
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Трубарева Дарья Николаевна — студент (магистрант) кафедры организации работы с молодежью

Екатеринбург



Список литературы

1. Былины / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М.: Сов. Россия, 1998. 570 с.

2. Громова О. Ольга Громова: Сахарный Ребёнок [видео]. URL: https://clck.ru/s3uwB (дата обращения 07.05.2022).

3. Данилевский Н. Я. Закат Европы. Россия и Европа; [Сост., послесл., коммент. С. А. Вайгачева]. М.: Книга, 1991. 573 с.

4. Егорычев А. М., Ростовская Т. К., Кретинин А. С. Духовность русской культуры как базовый фактор новой ГМП России // ЦИТИСЭ. № 1 (14). 2018. С. 26–29.

5. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Культура в жизни молодежи: потребность, интерес, ценность // Вестник института социологии. 2018. Том 9. № 4. C. 170–191.

6. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Саморегуляция смысложизненных ценностей в культурном пространстве молодёжи // Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 4. C. 164–186.

7. Ильин В. В. Постклассическое обществознание: каким ему быть? // Социологические исследования. 1992. № 10. С. 39–42.

8. Магранов А. С., Деточенко Л. С. Гражданская идентичность современной студенческой молодежи: особенности и факторы трансформации // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 108–116.

9. Мировоззрение и культура: сборник статей / под общ. ред. проф. В.В. Кима; Российское философское общество и др. Екатеринбург: Издательство «Банк культурной информации», 2002. 384 с.

10. Нархов Д. Ю., Нархова Е. Н., Шкурин Д. В. Динамика образовательной активности студенчества под воздействием цифровизации // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 8. С. 147–188.

11. Ремизова М. Н. Интерпретация понятия «социокультурное пространство» в классической социологии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2010. № 10. C. 158–162.

12. Савицкая Т. Е. Виртуальная Россия: новая социальная онтология, новый культурный праксис // Культура России, 2000‑е годы: [сб. ст.] / Абанкина Т. В. и др.; отв. ред. Е. П. Костина. СПб.: Алетейя, 2012. С. 740–764.

13. Социология искусства: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 050400 Театроведение / В.Н. Дмитриевский и др.; отв. ред.: В. С. Жидков, Т. А. Клявина. СПб.: Искусство-СПб, 2005. 477 с.

14. СТУДЕНТ 1995–2016 гг.: динамика социокультурного развития студенчества Среднего Урала. Монография / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2017. 904 с.

15. Benedict Ruth. Patterns of Culture (1934). Boston, New York, Houghton, Mifflin and Company, 260 p.


Рецензия

Для цитирования:


Нархова Е.Н., Нархов Д.Ю., Трубарева Д.Н. Национальные традиции в воспитательном потенциале цифрового социокультурного пространства студенчества. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023;(1 (82)):29-41. https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.82.1.003

For citation:


Narkhova E.N., Narkhov D.Yu., Trubareva D.N. National Traditions in the Educational Potential of the Digital Socio-Cultural Space of Students. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2023;(1 (82)):29-41. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.82.1.003

Просмотров: 174


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)