Национальные традиции в воспитательном потенциале цифрового социокультурного пространства студенчества
https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.82.1.003
Аннотация
Исследуются механизмы формирования ценностей национальной культуры современного студенчества, рассматриваются элементы воспитательного потенциала «оцифрованного» и реального социокультурного пространства. Анализируются символы современного кинематографа. Отмечается трансформация глубинных смыслов российской национальной символики в западной кинопродукции, обретение новых символов в современной российской анимации. На материалах массовых анкетных опросов и контент-анализа персональных страниц студентов в социальных сетях 2020–2022 гг. раскрываются характеристики социального взаимодействия как в самой общности, так и с общностью преподавателей: отношение к взаимодействию с помощью гаджетов, изменения в структуре личных контактов в реальном мире и в социальных сетях, продолжительность и формы контактов. Как значимый фактор динамики цифровизации культуры студенческой общности принимается во внимание длительная самоизоляция в период пандемии. Выявлены предпочтения студентов в мировом и российском киноискусстве. Показан значительный деструктивный потенциал выбранных студентами образцов западного кинопроката, воспитательный потенциал современного российского кино. Фиксируется исчезновение четкой пространственной локализации слоев актуальной культуры и возникновение эффекта их коллаборации как по форме, так и по содержанию. Делаются выводы значительной роли цифрового контента в формировании культурных предпочтений, системы ценностей современной студенческой молодежи, общностной солидарности и системы общностных действий. Обосновывается недостаточная роль общности преподавателей вузов в сетевом взаимодействии со студентами, что снижает возможности передачи культурного капитала между общностями.
Ключевые слова
Об авторах
Е. Н. НарховаРоссия
Нархова Елена Николаевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры управления в сфере физической культуры и спорта
Екатеринбург
Д. Ю. Нархов
Россия
Нархов Дмитрий Юрьевич — кандидат социологических наук, доцент кафедры организации работы с молодежью
Екатеринбург
Д. Н. Трубарева
Россия
Трубарева Дарья Николаевна — студент (магистрант) кафедры организации работы с молодежью
Екатеринбург
Список литературы
1. Былины / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М.: Сов. Россия, 1998. 570 с.
2. Громова О. Ольга Громова: Сахарный Ребёнок [видео]. URL: https://clck.ru/s3uwB (дата обращения 07.05.2022).
3. Данилевский Н. Я. Закат Европы. Россия и Европа; [Сост., послесл., коммент. С. А. Вайгачева]. М.: Книга, 1991. 573 с.
4. Егорычев А. М., Ростовская Т. К., Кретинин А. С. Духовность русской культуры как базовый фактор новой ГМП России // ЦИТИСЭ. № 1 (14). 2018. С. 26–29.
5. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Культура в жизни молодежи: потребность, интерес, ценность // Вестник института социологии. 2018. Том 9. № 4. C. 170–191.
6. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Саморегуляция смысложизненных ценностей в культурном пространстве молодёжи // Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 4. C. 164–186.
7. Ильин В. В. Постклассическое обществознание: каким ему быть? // Социологические исследования. 1992. № 10. С. 39–42.
8. Магранов А. С., Деточенко Л. С. Гражданская идентичность современной студенческой молодежи: особенности и факторы трансформации // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 108–116.
9. Мировоззрение и культура: сборник статей / под общ. ред. проф. В.В. Кима; Российское философское общество и др. Екатеринбург: Издательство «Банк культурной информации», 2002. 384 с.
10. Нархов Д. Ю., Нархова Е. Н., Шкурин Д. В. Динамика образовательной активности студенчества под воздействием цифровизации // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 8. С. 147–188.
11. Ремизова М. Н. Интерпретация понятия «социокультурное пространство» в классической социологии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2010. № 10. C. 158–162.
12. Савицкая Т. Е. Виртуальная Россия: новая социальная онтология, новый культурный праксис // Культура России, 2000‑е годы: [сб. ст.] / Абанкина Т. В. и др.; отв. ред. Е. П. Костина. СПб.: Алетейя, 2012. С. 740–764.
13. Социология искусства: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 050400 Театроведение / В.Н. Дмитриевский и др.; отв. ред.: В. С. Жидков, Т. А. Клявина. СПб.: Искусство-СПб, 2005. 477 с.
14. СТУДЕНТ 1995–2016 гг.: динамика социокультурного развития студенчества Среднего Урала. Монография / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2017. 904 с.
15. Benedict Ruth. Patterns of Culture (1934). Boston, New York, Houghton, Mifflin and Company, 260 p.
Рецензия
Для цитирования:
Нархова Е.Н., Нархов Д.Ю., Трубарева Д.Н. Национальные традиции в воспитательном потенциале цифрового социокультурного пространства студенчества. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023;(1 (82)):29-41. https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.82.1.003
For citation:
Narkhova E.N., Narkhov D.Yu., Trubareva D.N. National Traditions in the Educational Potential of the Digital Socio-Cultural Space of Students. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2023;(1 (82)):29-41. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.82.1.003