Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Педагогические условия формирования культуры оценочной деятельности студентов вуза — будущих учителей

https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.98.5.015

Аннотация

Формирование культуры оценочной деятельности будущего учителя представляется значимой проблемой вузовского обучения. От сформированного уровня культуры оценочной деятельности будущего учителя будет зависеть качество оценивания им знаний и учебных достижений обучающихся. На основе анализа научных источников выявлено; что структура культуры оценочной деятельности будущего учителя включает в себя когнитивный; операциональный и рефлексивный компоненты. Формирование культуры оценочной деятельности будущего учителя возможно при соблюдении следующих необходимых и достаточных педагогических условий: разработки и последующего внедрения в учебный процесс педвуза программы дополнительного образования «Культура оценочной деятельности учителей» и применения в учебном процессе вуза педагогических интенсивов; актуализирующих оценочную деятельность будущих учителей.

Об авторах

Л. Г. Светоносова
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
Россия

Светоносова Любовь Геннадьевна — кандидат педагогических наук; доцент; доцент кафедры педагогики гуманитарного института



Д. Ж. Беркулов
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
Россия

Беркулов Данияр Жомартович — студент 3 курса



Список литературы

1. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. M.: Педагогика; 1984. 297 с.

2. Бойко Т. В. Проблемы системы оценивания учебной деятельности студентов в условиях конкретного вуза // Управление образованием / Науч. ред.: Н.А. Заиченко. СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ; 2012. С. 72–74.

3. Бугаев К.В. Системы оценивания успеваемости студентов: проблемы и перспективы // Вестник СИБИТа. 2017. № 2 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemy-otsenivaniya-uspevaemostistudentov-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 08.09.2025).

4. Волкова Л.Г. Современные технологии в контексте контроля знаний обучающихся высшей школы // Наука и образование. 2023. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tehnologii-vkontekste-kontrolya-znaniy-obuchayuschihsya-vysshey-shkoly (дата обращения: 09.09.2025).

5. Зоголь С.Г.; Смоляр А.И. Технологии в подготовке будущего учителя к реализации контрольнооценочной деятельности в условиях персонализации образования // СНВ. 2025. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-v-podgotovke-buduschego-uchitelya-k-realizatsii-kontrolnootsenochnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-personalizatsii (дата обращения: 08.09.2025).

6. Качалова Л. П.; Светоносова Л. Г. Педагогический интенсив как прогрессивный ресурс подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач. Курск: Изд-во ЗАО «Университетская книга»; 2024. 112 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=63157582 (дата обращения: 25.05.2025).

7. Кирюшина О.В. Проблема измерения и оценки общепрофессиональных и универсальных компетенций студентов педагогического вуза // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2023. № 3 (59). С. 38–46.

8. Корнилова Л.В.; Пономарева В.В.; Сичинская Н.М. Развитие культуры оценочной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013. № 1 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitiekultury-otsenochnoy-deyatelnosti-uchitelya-nachalnyh-klassov-v-sisteme-povysheniya-kvalifikatsii (дата обращения: 25.05.2025).

9. Краснова Т.И. Оценивание учебной деятельности студентов // Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования. 2003. № 6. С. 45–53.

10. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: учебно-методическое пособие. M.: Педагогическое общество России; 2001. 132 с.

11. Матвиевская Е.Г. Формирование культуры оценочной деятельности педагога в системе повышения квалификации: теория; методология; практика: автореф. дис. … док. педагог. наук: 13.00.08. Оренбург; 2009. 47 с.

12. Минекаева И.И. Современные методы оценивания в школе // Вестник науки и образования. 2019. № 22–1 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-otsenivaniya-v-shkole (дата обращения: 08.09.2025).

13. Никитина Л.Б. Речевая культура в контексте педагогического образования // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2023. № 2 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevaya-kultura-v-kontekste-pedagogicheskogo-obrazovaniya (д(дата обращения: 08.09.2025).

14. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного; начального общего; основного общего; среднего общего образования) (воспитатель; учитель) // Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н. URL: https://base.garant.ru/70535556/(дата обращения: 25.05.2025).

15. Панюшкина М. А. Проблема обучения будущих педагогов оцениванию // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология; педагогика; психология. 2015. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-obucheniya-buduschih-pedagogov-otsenivaniyu (дата обращения: 25.05.2025).

16. Поликарпова В. В. Оценочная деятельность учителя — неотъемлемая часть профессиональной педагогической деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenochnaya-deyatelnostuchitelya-neotemlemaya-chast-professionalnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 31.05.2025).

17. Поликарпова В. В. Оценочная деятельность учителя: теоретический аспект // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 70–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenochnaya-deyatelnostuchitelya-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 31.05.2025).

18. Попова Т.И.; Попов А.С.; Гусева С.Ю. К вопросу контроля знаний обучающихся по гуманитарным и педагогическим дисциплинам // Наука и образование. 2023. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-kontrolya-znaniy-obuchayuschihsya-po-gumanitarnym-i-pedagogicheskim-distsiplinam (дата обращения: 09.09.2025).

19. Ширшова И.А. Оценивание учебных достижений студентов: современные тенденции // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2013. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenivanie-uchebnyh-dostizheniystudentov-sovremennye-tendentsii (дата обращения: 25.05.2025).

20. Шумакова О.А.; Верещагина Л.С.; Орехова С.С. Оценочная деятельность педагога в условиях ФГОС // Экономика и социум. 2018. № 8 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenochnaya-deyatelnostpedagoga-v-usloviyah-fgos (дата обращения: 31.05.2025).


Рецензия

Для цитирования:


Светоносова Л.Г., Беркулов Д.Ж. Педагогические условия формирования культуры оценочной деятельности студентов вуза — будущих учителей. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025;(5(99)):155-163. https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.98.5.015

For citation:


Svetonosovа L.G., Berkulov D.J. Pedagogical Conditions for the Formation of a Culture of Assessment Activities of University Students — Future Teachers. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2025;(5(99)):155-163. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.98.5.015

Просмотров: 16


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)