Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Чат-боты как инструмент развития информационной культуры студентов колледжа в социальных сетях

https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.98.5.012

Аннотация

В условиях стирания границ между реальностью и виртуальностью чат— боты, основанные на технологиях искусственного интеллекта, представляют собой эффективный инструмент, для формирования информационной культуры студентов колледжа в социальных сетях.

Целью данной было рассмотреть роль чат-ботов как инструмента формирования информационной культуры студентов колледжа в цифровой среде с акцентом на их внедрение в образовательный процесс на базе социальных сетей.

В проведенном исследовании применен метод структурно-функционального анализа с целью выявления функций чат ботов в формировании структурных компонентов информационной культуры.

По результатам исследования было выявлено, что чат-боты при формировании информационной культуры студентов колледжа при педагогическом взаимодействии в социальных сетях, играют роль: ценностного ориентира-мировоззренческий компонент; навыкового тренажера-компетентностный компонент; инструмента продуктивной деятельности-деятельностный компонент; нормативный посредник-поведенческий компонент. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о необходимости внедрения чат-ботов в процесс организации педагогического взаимодействия в социальных сетях как средства формирования информационной культуры студентов колледжа.

Об авторе

С. Х. Исламова
Филиал ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»
Россия

Исламова Султанат Халиковна — старший преподаватель кафедры общеобразовательных и профессиональных дисциплин.

Кизляр



Список литературы

1. Алиева М.В. Чат-боты в электронном обучении: новые возможности и вызовы // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 4–1. С. 484–490.

2. Аймалетдинов Р.Т. Потенциал использования чат-бота в изучении иноязычной лексики (английский язык, словообразование) // Наука в мегаполисе. 2020. № 3(19). С. 19.

3. Абрамова А.И. Использование TELEGRAM-бота в образовательном процессе вуза // Вестник науки. 2022. Т. 3. № 1(46). С. 150–153.

4. Батимерова Т.Ф., Воистинова Г.Х. Чат-бот — помощник при решении уравнений // E-scio. 2023. № 7(82). С. 96–102.

5. Быков А. А., Киселёва О. М. Оценка эффективности применения чат-бота как информационной поддержки преподаваемой дисциплины // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 1.С. 34.

6. Герасимова Е. К., Зенкина С. В., Федосеева М. В. Организация учебно-проектной деятельности студентов по созданию чат-ботов как фактор формирования цифровых компетенций будущих педагогов // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2022. Т. 19. № 3. С. 224–238.

7. Глушкова Т.А. Применение чат-ботов в обучении программированию в средней школе // Избранные вопросы цифровой трансформации образования. Москва: НИЦ Инфра-М, 2024. С. 99–107.

8. Горева О.М., Осипова Л.Б. Технологии искусственного интеллекта в образовательном пространстве вуза // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025. № 1(94). С. 104–112.

9. Кадеева О.Е., Сырицына, В.Н. Чат-боты и особенности их использования в образовании //Информатика в школе. 2020. № 10(163). С. 45–53.

10. Федотова В.С., Федотова Н.С. Концептуальная модель технологии разработки образовательного чат-бота для сопровождения практической подготовки студентов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2025. Т. 10. № 2. С. 227–238.

11. Язецкий Е.Ю. Чат-бот как средство сопровождения образовательного процесса // Молодой ученый. 2021. № 17 (359). С. 17–20.

12. Abedi M., Alshybani I., Shahadat M. R.B., Murillo M. S. beyond Traditional Teaching: The Potential of Large Language Models and Chatbots in Graduate Engineering Education. URL: https://doi.org/10.32388/MD04B0 (дата обращения: 22.06.2025).

13. Cao K., Li Y., Lin C., Chen Y. Chatbots as Multifunctional Pedagogical Agents: Transforming Engagement in Computer Science Education.URL: https://arxiv.org/abs/2308.03992 (дата обращения: 22.06.2025).

14. Duan Y., Lei Z., GU Y., et al. EduChat: A Large-scale Language Model-based Chatbot System for Intelligent Education. URL: https://arxiv.org/abs/2308.01706 (дата обращения: 21.06.2025).

15. Merelo J.J., Castillo P.A., Mora A.M., et al. Exploring the Role of Chatbots and Messaging Apps in Higher Education: A Teacher’s Perspective // Lecture Notes in Computer Science. 2022. P. 205–223.


Рецензия

Для цитирования:


Исламова С.Х. Чат-боты как инструмент развития информационной культуры студентов колледжа в социальных сетях. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025;(5(99)):131-137. https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.98.5.012

For citation:


Islamova S.Kh. Chatbots as a Tool for Developing College Students’ Information Culture in Social Networks. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2025;(5(99)):131-137. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.98.5.012

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)