Проблема социальной идентичности журналистов в возрасте от 18 до 35 лет в условиях цифровизации СМИ (на материале ХМАО — Югры)
https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.98.5.008
Аннотация
Современные трансформации в медиапространстве (цифровизация, виртуализация, большой объем информации и т.д.) требуют от современных исследователей переосмысления подходов к оценке личности журналиста, прежде всего его социальной идентичности. В статье, на основе проведенного в 2024–25 гг. анкетирования журналистов в возрасте от 18 до 35 лет ХМАО — Югры, делается ряд выводов относительно особенностей формирования указанной идентичности. Сделан акцент на проблемах практической журналистской деятельности, изменениях в сфере индивидуального журналистского творчества, необходимых компетенциях журналиста, ключевых аспектах современной журналистики в медиапедагогике — все это в контексте цифровизации медиапространства. Выявлено следующее противоречие: молодые журналисты округа видят угрозы и преимущества, которые несет цифровизация СМИ, но считают необходимым формирование компетенций, связанных с развитием «цифрового интеллекта», у студентов вузов, не относя данные требования к себе. Решение проблемы автор исследования видит в уточнении критериев оценки социальной идентичности актора медиапространства, одним из ключевых параметров предлагается сделать «отношение к цифровым инструментам СМИ».
Об авторе
В. В. ГавриловРоссия
Гаврильев Чокуур Николаевич — старший преподаватель кафедры журналистики
Список литературы
1. Авдонина Н.С., Богатырёва В.Н. Актуальные тенденции цифровой журналистики и новых медиа // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2020. № 2(39). С. 9–18.
2. Дунас Д.В., Вартанов С.А. Молодежный сегмент аудитории СМИ: теоретические подходы отечественных медиаисследователей // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Т. 9. № 1. С. 106–122.
3. Кильпеляйнен Е.С. Трансформация профессиональных компетенций журналиста в период цифровизации медиапространства: автореферат дис. … кандидата филологических наук: 10.01.10. М., 2019. 19 с.
4. Колесниченко А.В., Вырковский А.В., Галкина М.Ю., Образцова А.Ю., Вартанов С.А. Трансформация журналистской работы под влиянием новых технологий: поиск информации, жанры медиатекстов, редакционная культура // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2017. № 5. С. 51–71.
5. Кулакова А.С. Новые технологии как фактор формирования профессиональной идентичности современного журналиста: дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2019. 27 с.
6. Олешко В.Ф., Олешко Е.В. Особенности профессиональной культуры журналиста цифровой эпохи // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. № 2 (32). С. 134–141.
7. Пронина Е.Е. Профессиональная идентичность журналиста в условиях трансформации СМИ // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2016. № 1. С. 46–74.
8. Султанов К.В., Романенко И.Б. Социокультурная идентичность молодежи как философская проблема // Общество. Среда. Развитие. 2012. № 1. С. 116–120.
9. Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис. M.: Флинта, 2006. 340 с.
Рецензия
Для цитирования:
Гаврилов В.В. Проблема социальной идентичности журналистов в возрасте от 18 до 35 лет в условиях цифровизации СМИ (на материале ХМАО — Югры). Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025;(5(99)):84-95. https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.98.5.008
For citation:
Gavrilov V.V. The Problem of Social Identity of Journalists Aged 18 to 35 Years in the Context of Media Digitalization (Based on the Material of Khanty–Mansi Autonomous Okrug — Yugra). Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2025;(5(99)):84-95. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.98.5.008











