К вопросу о качестве дополнительного профессионального образования педагогов (из опыта ХМАО-Югры)
https://doi.org/106.9571/SSPU.20253..96.025
Аннотация
Реформирование и инновации в системе образования, продиктованные стремительными изменениями в обществе, требуют от педагога постоянного внимания к развитию личностно-профессиональных качеств, к обновлению профессиональных компетенций.
В Российской Федерации последние годы активно формируется единое научно-методическое пространство непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров. Выявление и рефлексия существующих проблемных зон позволяет скоординировать и актуализировать работу в этом направлении.
Целью данной статьи является попытка проанализировать опыт функционирования системы дополнительного профессионального образования педагогов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее — ХМАО — Югры) с точки зрения эффективности данной модели научно-методического сопровождения педагогических работников, для выявления проблемных зон и их последующей коррекции.
Исследование осуществляется с помощью комплекса теоретических методов: метод теоретико-методологического анализа, метод статистического анализа, метод педагогической экстраполяции. В статье использованы материалы мониторинговых и диагностических процедур качества образования в ХМАО — Югре (открытые данные).
В рамках данной статьи представлен анализ некоторых аспектов качества дополнительного профессионального образования педагогов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Об авторе
С. А. ТереховаРоссия
Терехова Светлана Анатольевна — кандидат исторических наук, начальник отдела дополнительного образования
Список литературы
1. Анализ выявленных профессиональных дефицитов по результатам диагностик профессиональных затруднений педагогических работников образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, проводимых в 2022 году. С. 16. URL: https://iro86.ru/images/07.12.2022/Анализ_по_выявлению_профессиональных_дефицитов_по_результатам_диагностики_профессиональных_затруднений.pdf (дата обращения: 26.05.2025).
2. Анализ результатов диагностики профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, проведенной в 2023 году. С. 6. URL: https://iro86.ru/images/10.2023/Aнализ_по_выявлению_профессиональных_дефицитов_по_результатам_диагностики_профессиональных_затруднений-_2023.pdf (дата обращения: 26.05.2025).
3. Белкин А.С. Педагогическая компетентность: учебное пособие / А.С. Белкин, В.В. Нестеров. Екатеринбург: Учебная книга, 2003. 188 с.
4. Джабраилова Л.Х., Ахметханова З.М. Понятие и структура профессиональной компетентности педагогов // Скиф. 2020. № 11 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-strukturaprofessionalnoy-kompetentnosti-pedagogov (дата обращения: 26.05.2025).
5. Единый федеральный портал дополнительного профессионального образования. URL: https://dppo. apkpro.ru/bank?page=1&sortType=1 (дата обращения: 26.05.2025)
6. Жилина А.И. Дополнительное профессиональное педагогическое образование как стратегический ресурс развития системы образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» / А. И. Жилина // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2014. № 2. С. 56–68.
7. Институт развития образования ХМАО — Югры / официальный сайт / Приказы по организации образовательной деятельности. URL: https://iro86.ru/index.php/glavnaya/obrazovatelnayadeyatelnost/3759-prikazy-po-organizatsii-uchebnogo-protsessa (дата обращения: 26.05.2025).
8. Информационно-аналитический отчет о выполнении работ по итогам организации и проведения диагностики профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, проведенной в 2024 году. С. 124, 127. URL: https://iro86.ru/images/2024/10.2024/2024_Анализ_результатов_диагностики.pdf (дата обращения: 26.05.2025).
9. Неустроева А.П. Критерии качества образования в общеобразовательных учреждениях // Проблемы науки. 2019. № 1 (37). С. 93–94.
10. Отчет о результатах самообследования / бюджетное учреждение высшего образования ХантыМансийского автономного округа — Югры «Сургутский государственный Университет» за 2024 г. С. 115–116. URL: https://www.surgu.ru/sveden/fi oobsledovaniyu.pdf (дата обращения: 26.05.2025).
11. Пищулин Н.П., Огородников Ю.А. Философия образования. М.: Жизнь и мысль, 2003. 511 с.
12. Положение о формировании Федерального реестра дополнительных профессиональных программ / Дата утверждения 22.02.2024. URL: https://dppo.apkpro.ru/info (дата обращения: 26.05.2025).
13. Приказ Минобрнауки России 01 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». URL: (дата обращения: 26.05.2025).
14. Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2025 г. № 266 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». URL: (дата обращения: 26.05.2025)
15. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под науч. ред. В.Д. Шадрикова. М.: Логос, 2011. 168 с.
16. Распоряжение Минпросвещения России от 15 декабря 2022 г. № Р-303 «О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. № Р-174». URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3fc484bc2dcf592bee7e324ca2bfda90/ (дата обращения: 26.05.2025).
17. Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам за 2022 г. / Форма № 1-ПК «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам». URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/added/ (дата обращения: 26.05.2025).
18. Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам за 2023 г. / Форма № 1-ПК «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам». URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/added/ (дата обращения: 26.05.2025).
19. Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам за 2024 г. / Форма № 1-ПК «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам». URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/added/ (дата обращения: 26.05.2025).
20. Статистико-аналитический отчет о результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2024 году в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре. Ханты-Мансийск, 2024. URL: https://iro86.ru/images/2024/2025/Документы/21.05.25_Мониторинг_ИС-11_2024–2025.pdf (дата обращения: 26.05.2025).
21. Сургутский государственный педагогический университет / Официальный сайт / Дополнительное образование. URL: https://orc.surgpu.ru/ (дата обращения: 26.05.2025).
22. Указ Президента РФ от 07 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405070015 (дата обращения: 26.05.2025).
23. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. 448 с.
24. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.05.2025) «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=505886&dst=0&edition=etD&rnd=zvweJmUQ31tlkLFr#ALzeJmUoZW6LJAgG (дата обращения: 26.05.2025).
25. Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ / Единый федеральный портал дополнительного профессионального образования. URL: https://dppo.apkpro.ru/bank?page=1&sortType=1 (дата обращения: 26.05.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Терехова С.А. К вопросу о качестве дополнительного профессионального образования педагогов (из опыта ХМАО-Югры). Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025;(3(96)):244-259. https://doi.org/106.9571/SSPU.20253..96.025
For citation:
Terekhova S.A. On the Issue of the Quality of Additional Professional Education for Teachers (from the Experience of Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra). Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2025;(3(96)):244-259. (In Russ.) https://doi.org/106.9571/SSPU.20253..96.025