Анализ готовности будущих педагогов к реализации инклюзивного образования
https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.94.1.005
Аннотация
В статье представлен анализ исследований по проблеме формирования готовности будущего педагога к реализации инклюзивного образования. На основе анализа основных понятий уточнено и расширено понятие «готовность будущего педагога к реализации инклюзивного образования». Определены компоненты, критерии, показатели и методики исследования готовности будущих педагогов к реализации инклюзивного образования. Представлены результаты опытно- экспериментальной работы. Анализ результатов констатирующего этапа позволил определить проблемы, на решение которых направлены педагогические условия, реализованные на формирующем этапе исследования. Результаты контрольного этапа проанализированы в сравнении с результатами констатирующего этапа, которые показали положительную динамику по всем критериям готовности будущего педагога к реализации инклюзивного образования в экспериментальной группе, что доказывает результативность реализованных педагогических условий.
Об авторах
А. А. НиязоваРоссия
Ниязова Амина Абтрахмановна — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогического и специального образования
Ю. М. Гибадуллина
Россия
Гибадуллина Юлия Маратовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического, психологического социального образования
А. А. Боброва
Россия
Боброва Анастасия Алексеевна — старший преподаватель кафедры педагогического и специального образования
Список литературы
1. Алехина С. В. Инклюзивное образование и психологическая готовность учителя // Вестник МГППУ. Сер. Педагогика и психология. М., 2012. № 4. С. 118–127.
2. Ахметжанова Г. В. Инновационный подход в формировании готовности личности к педагогической деятельности // Вектор науки ТГУ. 2012. № 1(19). С. 227–230.
3. Боброва А. А., Ниязова А. А., Гибадуллина Ю. М. Волонтерство как средство формирования социокультурных ценностей у будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 2 (февраль). С. 53–68. URL: http://e-koncept.ru/2021/211008.htm. (дата обращения: 15.01.2024).
4. Бонин О. В. К проблеме подготовки педагогических кадров в сфере инклюзивного образования: специфика профессиональной компетентности // СПО. 2013. № 1. C. 49–51.
5. Воробьева Д. В. Понятие психологической и профессиональной готовности педагогов в работе с детьми с ОВЗ в инклюзивной практике // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по Материалам 10-й Международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2011. Ч. 1. С. 87–92.
6. Дьяченко М. И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко. Минск: Университетское, 1985. 208 с.
7. Жаворонко Е. С., Коротовских Т. В., Ниязова А. А. Применение цифровых методических конструкторов в профессиональной подготовке будущего педагога к реализации инклюзивного образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. Том 9. Выпуск 11. 2024. URL: https://pedagogy-journal.ru/article/ped20240142/fulltext (дата обращения: 15.01.2025).
8. Кетриш Е. В. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования: монография / Е. В Кетриш. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. 120 с.
9. Кузьмина О. С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: диссертация … кандидата педагогических наук / О. С. Кузьмина. Омск, 2015. 319 с.
10. Малярчук Н. Н. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования / Н. Н. Малярчук, Л. М. Волосникова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. 2015. Т. 1. № 4 (4). С. 251–267.
11. Сластенин В. А. Личность учителя и ее формирование в педагогическом институте // Вопросы педагогики высшей школы: Материалы научной конференции по вопросам вузовской педагогики. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1969. С. 9–11.
12. Хафизуллина И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: автореферат диссертации … кандидата педагогических наук / И. Н. Хафизуллина. Астрахань, 2008. 22 с.
13. Хитрюк В. В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования: диссертация … доктора педагогических наук / В. В. Хитрюк. Калининград, 2015. 390 с.
14. Хитрюк В. В., Симаева И. Н. Методика диагностики и мониторинга инклюзивной готовности педагогов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. 1 (28). С. 104–108.
15. Шумиловская Ю. В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования: автореферат диссертации… кандидата педагогических наук / Ю. В. Шумиловская. Шуя, 2011. 26 с.
Рецензия
Для цитирования:
Ниязова А.А., Гибадуллина Ю.М., Боброва А.А. Анализ готовности будущих педагогов к реализации инклюзивного образования. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2025;(1(94)):48-57. https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.94.1.005
For citation:
Niyazova A.A., Gibadullina Yu.M., Bobrova A.A. Analysis of the readiness of future teachers to implement inclusive education. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2025;(1(94)):48-57. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2025.94.1.005