Первый вариант строительства трансполярной магистрали (1943–1944 гг.)
https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.90.3.011
Аннотация
Вистории Тюменской области, которой в этом году исполняется 80 лет, есть ряд нереализованных проектов. К их числу относится и строительство Трансполярной магистрали. Цель данной статьи — рассмотреть, что представлял начальный, первый из трех, вариант дороги, называемой «Трансполярная магистраль». Источниковая база проблемы очень скудна, в силу засекреченности документов в период строительства, и скорей всего, сохраняющихся грифов секретности на значительную часть документов по сей день. В статье использованы общенаучные методы анализа, синтеза, обобщения, гипотез, аналогии, а также исторические методы исследования, среди них — историко-генетический метод, направленный на выявление происхождения изучаемого процесса, его причин; историкодиахронный метод, связанный с изучением динамики процесса в рамках более сложной системы, а также историко-сравнительный метод. Основной вывод авторов сводится к тому, что в условиях обострения военного противостояния в Арктике в 1943–1944 гг. на повестку был поставлен вопрос строительства дороги от Воркуты до Салехарда, а затем с ее продолжением, как минимум, до Пуровского района, где находилась «бухта Находка». Проект отвечал военно-стратегическим целям, а также предусматривал обеспечение топливом, как территории ЯННО, так и объектов военного значения в заливах Карского моря. Снятие проекта с повестки в 1944 г. объяснялось установлением безопасности Арктики в результате проведенных советскими войсками операций.
Об авторах
Г. Ю. КолеваРоссия
Колева Галина Юрьевна — доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных наук и технологий
Ж. М. Колев
Россия
Колев Жеко Митков — кандидат технических наук, доцент кафедры разработки нефтяных и газовых месторождений
Список литературы
1. Вовк В.С., Евдошенко Ю.В. Энергия высоких широт. Очерки по истории освоения месторождений нефти и газа в Российской Арктике. Москва: ООО «Издательский дом «Недра», 2023. 320 с.
2. Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (ГАСПИТО). Ф. 717. Тазовский районный комитет ВКП (б).Оп. 14.
3. Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (ГАСПИТО). Ф. 1481. Пуровский районный комитет ВКП (б). Оп. 1.
4. Гриценко В.Н., Калинин В.А. 501/503. История «мертвой дороги» / В.Н. Гриценко, В.А. Калинин. Екатеринбург: Издательство «Баско», 2010. 240 с.
5. Жаравин В.С. Из истории строительства Пермь-Котласской железной дороги. С. 1–4. URL: // https://cgako.ru/static/page_files/d58a9eeb6a7511eaa0225254007c38a0.pdf. (дата обращения 17.01.2024 г.)
6. История открытия и освоения Северного морского пути. В 4‑х т. Т. 3 / М.И. Белов М.И. Советское арктическое мореплавание в 1917–1932 гг. / Под ред. Я.С. Гаккеля, М.Б. Черненко. Ленинград: Издательство «Морской транспорт», 1959. 508 с.
7. История открытия и освоения Северного морского пути. В 4‑х т. Т. 4 / М.И. Белов Научное и хозяйственное освоение Советского Севера. 1935–1945 гг. Ленинград: Гидрометеорологическое издательство, 1959 г. 612 с.
8. История Ямала. Ямал современный. У истоков модернизации / Под ред. К.И. Зубкова и др. Екатеринбург: Издательство «Баско», 2010. Т. 2. Кн. 1. 308 с. С. 295–296.
9. История Ямала. «Ямал современный» / Главный ред. В.В. Алексеев. Редактор В.П. Тимошенко. Екатеринбург: Издательство: «Баско, 2010. В 2‑х т. Т. 2 328 с.
10. Нефть и газ Тюмени в документах. В 3‑х т. Т. 1. (1901–1965 гг.). Свердловск: Средне-Уральское кн. Изд-во, 1971. 479 с.
Рецензия
Для цитирования:
Колева Г.Ю., Колев Ж.М. Первый вариант строительства трансполярной магистрали (1943–1944 гг.). Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024;(3(90)):83-90. https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.90.3.011
For citation:
Koleva G.Yu., Kolev Zh.M. The First Option for the Construction of a Transpolar Railway (1943–1944). Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;(3(90)):83-90. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.90.3.011