Возрастная структура педагогического персонала общеобразовательных школ в регионах России
https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.77.2.003
Аннотация
Целью нашего исследования была оценка показателей, характеризующих долю педагогических работников разных возрастных групп в общей численности преподавательского персонала общеобразовательных школ в регионах России. В ходе работы были оценены показатели, характеризующие долю учителей, относящихся к пяти возрастным группам: моложе 30 лет, от 30 до 39 лет, от 40 до 49 лет, от 50 до 59 лет, 60 лет и старше в общей численности педагогических кадров системы общего среднего образования. В исследовании использовалась официальная статистическая информация о численности педагогического персонала в 85 регионах России. Аппроксимация исходной эмпирической информации осуществлялась на основе статистического моделирования. Результаты вычислительного эксперимента показали, что доля педагогических кадров, относящихся соответственно к каждой их возрастных групп составила: до 30 лет – 13,4%; от 30 до 39 лет – 19,1%; от 40 до 49 лет – 26,1%; от 50 до 59 лет – 27,2%; от 60 лет и старше – 11,1%. Доказано, что доля педагогических работников пенсионного и предпенсионного возраста превышает долю молодых учителей. Проведенный анализ показал наличие определенной дифференциации значений рассматриваемых показателей по регионам. Предлагаемый методологический подход и полученные результаты могут быть использованы при разработке мероприятий по привлечению молодежи в качестве преподавателей в средние школы, а также дальнейших исследованиях по рассматриваемой проблеме.
Об авторе
Ю. С. ПиньковецкаяРоссия
Пиньковецкая Юлия Семеновна – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономического анализа и государственного управления
Ульяновск
Список литературы
1. Агранович М. Л., Адамович К. А., Адамчук Д. В. Российские учителя в свете исследовательских данных. Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2016. 320 с.
2. Васильева Л. В., Лебедев К. В., Семенова Е. С. Среднесрочный прогноз возрастной структуры педагогических работников общеобразовательных школ в субъектах Российской Федерации // Образование и наука, 2021. № 23(2). С. 140–169.
3. Видревич М. Б., Сапожникова Е. В. Кадровый потенциал организации общего образования как условие реализации непрерывного образования. Материалы Международной научно-практической конференции «Развитие системы непрерывного образования в условиях индустрии 4.0». 2019. С. 25–32.
4. Горбовский Р. В., Мерцалова Т. А. Мониторинг системы образования: контингент и кадры начального, основного и среднего общего образования // Факты образования, 2018. № 2(17). С. 1–32.
5. Горохов С. А., Луцкая Е. Е. Особенности системы общего образования Центрального федерального округа // Наука и школа, 2021. № 5. С. 138–152.
6. Жилина А. И. Системное управление педагогическими кадрами для общеобразовательной школы России XXI века // Мир науки, культуры, образования, 2020. № 6(85). С. 328–330.
7. Отчет по форме федерального статистического обследования № ОО-1. Министерство образования Российской Федерации. 2022. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ed3ca74f26a1dc055a313991f66d2fa3/ (дата обращения 20.02.2022).
8. Пугач В. Н., Утёмов В. В. Экспертно-аналитическая оценка возрастного состава кадрового потенциала общеобразовательных организаций Кировской области // Научно-методический электронный журнал Концепт, 2016. № T17. С. 974–986.
9. Федоров А. А., Соловьев М. Ю., Илалтдинова Е. Ю., Кондратьев Г. В., Фролова С. В. Возрастная структура педагогического сообщества: анализ и прогноз развития. Аналитический доклад. Нижний Новгород: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2018. 78 с.
10. Чуркин К. А., Нуриева Л. М., Киселёв С. Г. К вопросу о потребности в педагогических кадрах // Экономика образования, 2014. № 4. С. 11–21.
11. Darling-Hammond L., Podolsky A. Breaking the cycle of teacher shortages: What kind of policies can make a difference? // Education Policy Analysis Archives, 2019. № 27(34). Р. 1–15.
12. Ingersoll R., Merrill E., Stuckey D., Collins G. Seven Trends: The Transformation of the Teaching Force. CPRE Research Reports. 2018. URL: https://repository.upenn.edu/cpre_researchreports/108 (дата обращения 20.02.2022).
13. Lebedev K., Vasilieva L., Sumenova E. Forecast for pedagogical workers age structure in general education of Russia // The European Proceedings of Social & Behavioral Sciences EpSBS, 2019. Р. 522–533.
14. Mchenry-Sorber E., Campbell M. Teacher shortage as a local phenomenon: District leader sensemaking, responses, and implications for policy // Education Policy Analysis Archives, 2019. № 27(87). Р. 1–33.
15. OECD. Education Statistics. Education at a glance Distribution of teachers by age and gender. 2022. URL: https://doi.org/10.1787/edu-data-en (дата обращения 20.02.2022).
16. Ostertagova E., Ostertag O. Methodology and Application of One-way ANOVA // American Journal of Mechanical Engineering, 2013. № 1(7). Р. 256–261.
17. Pinkovetskaia I. S. Distribution of the number of scientific and pedagogical staff of universities by work experience // Revista Tempos e Espaços em Educação, 2022. № 15(34). e17010. Р. 1–9.
18. Pinkovetskaia I., Nuretdinova Y., Nuretdinov I., Lipatova N. Mathematical modeling on the base of functions density of normal distribution // REVISTA DE LA UNIVERSIDAD DEL ZULIA, 2021. № 12(33). Р. 34–49.
19. See B., Gorard S. Why don’t we have enough teachers? A reconsideration of the available evidence // Research Papers in Education, 2020. № 35(4). Р. 416–442.
Рецензия
Для цитирования:
Пиньковецкая Ю.С. Возрастная структура педагогического персонала общеобразовательных школ в регионах России. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022;(2 (77)):99-112. https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.77.2.003
For citation:
Pin’kovetskaya Yu.S. Age Structure of Teachers of Secondary Schools in Russian Regions. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2022;(2 (77)):99-112. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.77.2.003