Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Вузовские образовательные общности: теоретический каркас исследования

https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.89.2.004

Аннотация

Обращение к теоретическим основаниям изучения основных вузовских образовательных общностей связано с необходимостью поиска способа решения проблем разрозненности вузовских образовательных общностей в сфере научной деятельности. Необходимость изучения взаимодействия вузовских образовательных общностей определила цель статьи — анализ теоретического каркаса изучения вузовских образовательных общностей и основной метод — анализ теорий среднего уровня, описывающих функционирование вузовских образовательных общностей, организации их научной деятельности, исследовательских практик и способов взаимодействия в научном пространстве. На этом основании предлагаются интерпретации ключевых терминов концепции оптимального взаимодействия вузовских образовательных общностей в университетском научном пространстве: научного капитала, научно-образовательной деятельности, общностей научно-педагогических работников, студенчества, административно-управленческих работников. Делается вывод о необходимости их дальнейшего изучения с позиций их действия и взаимодействия как самостоятельной научной задачи.

Об авторе

Д. Ю. Нархов
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Россия

Нархов Дмитрий Юрьевич — кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры «Организация работы с молодежью»

Екатеринбург



Список литературы

1. Абрамов Р. Н. Менеджериализм и академическая профессия. Конфликт и взаимодействие // Социологические исследования. 2011. № 7. С. 37–47.

2. Алавердов А. Р., Громова Н. В. Научно-педагогические работники и административноуправленческий персонал: конфликт интересов или конструктивное взаимодействие? // Высшее образование в России. 2017. № 3. С. 5–16.

3. Амбарова П. А., Зборовский Г. Е. Управление университетами в оценках образовательных общностей // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 3 (21). С. 100–111.

4. Амбарова П. А., Шаброва Н. В., Кеммет Е. В., Михайлова А. Н. Научно-исследовательская культура студентов российских университетов // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 7. С. 96–116.

5. Бурдье П. Формы капитала // Социологическое пространство Пьера Бурдье. URL: http://bourdieu.name/bourdieu-forms-of-capital (дата обращения 12.02.24).

6. Волосникова Л. М. О принципе академической автономии // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 5. С. 44–49.

7. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Акад. проект, 2003. 525 с.

8. Демин М. В., Шушарина Н. Н. Модель повышения эффективности деятельности административноуправленческого персонала федерального университета // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 11. С. 9–20.

9. Ермолаева С. Г. Университетские менеджеры как вузовская общность // XXIII Уральские социологические чтения. Личность, культура, общество: наследие Л. Н. Когана и современность: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 17–18 марта 2023 г.). Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2023. C. 237–242.

10. Зборовский Г. Е. Избранное: 1972–2022. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2023. 749 с.

11. Зборовский Г. Е. Образовательные общности и противоречия их темпоральных характеристик // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2016. № 2(41). С. 25–34.

12. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Научно-педагогические работники как социальная общность в меняющихся условиях академического развития // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 5. С. 147–180.

13. Зборовский Г. Е. Научно-образовательное знание как знаниевая основа нелинейной модели высшего образования // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2016. № 4. С. 19–31.

14. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Культура в жизни молодёжи: потребность, интерес, ценность // Вестник Института социологии. 2018. Т. 9. № 4 (27). С. 170–191.

15. Кораблева Г. Б. Социология профессий. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2012. 176 с.

16. Курбатова М. В. Реформа высшего образования как институциональный проект российской бюрократии: содержание и последствия // Мир России. 2016. № 4. С. 59–82.

17. Луков Вал. А. Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М.: «Ка-нон+»; ЗООИ «Реабилитация», 2012. 528 с.

18. Луман Н. Общество общества. В 2 х т. Т. 1. Кн. 1.: Общество как социальная система. Кн. 2: Медиа коммуникации. Кн. 3: Эволюция. М.: Логос, 2011. 640 с.

19. Молодежь в городе: культуры, сцены и солидарности / под ред. Е. Л. Омельченко. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 504 с.

20. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и взаимоотношения // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во Международного ун-та бизнеса и управления, 1996. С. 494–525.

21. Резник С. Д., Чемезов И. С. Менеджеры университета: теория, практика и эффективность организации личной работы. 2 е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2021. 306 с.

22. Розовски Г. Университет. Руководство для владельца. М.: НИУ ВШЭ, 2015. 328 с.

23. Селиверстова Н. А., Зубок Ю. А. Представления студенческой молодёжи о смыслах образования: социокультурные особенности саморегуляции // Социологическая наука и социальная практика. 2023. Т. 11. № 1. С. 44–69.

24. Сорокин П. А. Социальная мобильность / [пер. с англ. М. В. Соколовой]. М.: Academia: LVS, 2005. 608 с.

25. Теннис Ф. Общность и общество: основные понятия чистой социологии / [пер. с нем. Д. В. Скляднева]. М.: Фонд Университет; СПб.: Владимир Даль, 2002. 451 с.

26. Управление высшим учебным заведением / Под ред. С. Д. Резника, В. М. Филиппова. 2 е изд. М.: ИНФРА-М, 2010. 768 с.

27. Учащаяся молодежь: от образовательной неуспешности к образовательной успешности / Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова, Б. Ю. Берзин [и др.]; под общ. ред. Г. Е. Зборовского. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2021. 328 с.

28. Человеческий капитал российских профессионалов: состояние, динамика, факторы / Н. Е. Тихонова, Ю. В. Латов, Н. В. Латова [и др.]; отв. ред. Н. Е. Тихонова, Ю. В. Латов. М.: ФНИСЦ РАН, 2023. 488 с.

29. Чупров В. И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социологические исследования. 1998. № 3. С. 93–105.

30. Шаброва Н. В., Амбарова П. А. Публикационная активность студентов российских вузов // Образование и наука. 2023. Т. 25, № 9. С. 171–196.

31. Штомпка П. Социология социальных изменений / [пер. с англ. под ред. В. А. Ядова]. М.: Аспект Пресс, 1996. 416 с.

32. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. Общ. ред. и послесл. акад. А. М. Румянцева. М.: Прогресс, 1969. 237 с.


Рецензия

Для цитирования:


Нархов Д.Ю. Вузовские образовательные общности: теоретический каркас исследования. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024;(2(89)):86-96. https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.89.2.004

For citation:


Narkhov D.Yu. University Educational Communities: the Theoreti-Cal Framework of the Study. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;(2(89)):86-96. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.89.2.004

Просмотров: 75


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)