Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Научно-педагогические работники в социальной структуре вуза и общества

https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.89.2.003

Аннотация

Введение. Трансформация российского общества и возрастание в его развитии роли фактора науки и образования актуализирует изучение научно-педагогических работников (НПР) вузов как элемента социальной структуры общества и высшего образования. Противоречия в развитии отечественной высшей школы наложили свой отпечаток на престиже, социальных функциях и ролях НПР. Причины и следствия такой ситуации выступают предметом социологического исследования.

Цель статьи — рассмотрение изменения места и роли научно-педагогических работников (НПР) в социальной структуре российских вузов и общества. Представлена характеристика взаимосвязей НПР с другими социальными общностями и группами в рамках системы воспроизводства специалистов интеллектуального труда. Дана оценка изменений функций НПР в социальной структуре вуза и общества. Раскрыты особенности современного социального статуса НПР.

Результаты и научная новизна. Показано, что противоречия в функционировании и развитии НПР отражаются в их позициях и функциональных характеристиках. Прежде всего, такие структурно-функциональные изменения заметны внутри системы высшего образования и университетского сообщества. Однако закономерно эти изменения проявляются и в положении НПР в социальной структуре общества, затрагивая их роль в механизме воспроизводства интеллектуального класса. В статье обобщаются результаты авторских исследований проблем высшей школы и НПР в сопоставлении их с результатами исследований зарубежных и отечественных ученых.

Об авторах

Г. Е. Зборовский
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Зборовский Гарольд Ефимович — доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор-исследователь кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Института экономики и управления 

Екатеринбург



П. А. Амбарова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Амбарова Полина Анатольевна — доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Института экономики и управления 

Екатеринбург



Список литературы

1. Горшков М. К., Шереги Ф. Э., Тюрина И. О. Воспроизводство специалистов интеллектуального труда: социологический анализ. М.: ФНИСЦ РАН, 2023. 383 с. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-413-0.2023

2. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Социология высшего образования. Екатеринбург: УрФУ, 2019. 539 с.

3. Изменения стратегий, мотиваций и экономического поведения студентов и преподавателей российских вузов. Информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 84 с.

4. Индикаторы образования: 2021. Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 508 с.

5. Индикаторы образования: 2022. Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 432 с.

6. Кузьминов Я. И., Юдкевич М. М. Университеты в России: как это работает. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 616 с.

7. Образование в цифрах — 2023: Краткий статистический сборник. М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2023. 132 с.

8. Слепых В., Ловаков А., Юдкевич М. Академическая карьера после защиты кандидатской диссертации на примере четырех отраслей российской науки // Вопросы образования. 2022. № 4. С. 260–297.

9. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара: Самар. ун-т, 1995. 328 с.

10. Daumiller M., Dresel M. Teaching and research: Specificity and congruence of university faculty achievement goals // International Journal of Educational Research. 2020. № 99. Paper no. 101460.

11. Magi E., Beerkens M. Linking research and teaching: Are research-active staff members different teachers? // Higher Education. 2016. Vol. 72. № 2. P. 241–258.

12. Szromek A. R., Wolniak R. Job Satisfaction and Problems among Academic Staff in Higher Education // Sustainability. 2020. Vol. 12. № 12. Paper no. 4865.


Рецензия

Для цитирования:


Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Научно-педагогические работники в социальной структуре вуза и общества. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024;(2(89)):53-64. https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.89.2.003

For citation:


Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Research and Pedagogical Staff in the Social Structure of the University and Society. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;(2(89)):53-64. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.89.2.003

Просмотров: 116


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)