Запросы родителей школьников из числа коренных малочисленных народов Севера к организации учебновоспитательного процесса в школах-интернатах Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (социологический опрос)
https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.89.2.014
Аннотация
Представлены результаты социологического исследования запросов родителей, чьи дети с 5 по 11 классы получают общее образование в школах-интернатах, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. В школах-интернатах на период учёбы дети ханты, манси, ненцы проводят большую часть года вдали от семьи. Объём выборки составил 177 респондентов, полнота заполнения без выбраковки — все анкеты прошли кодирование и систематизированы в программе обработки социологических данных «Vortex». Выяснилось, на основе субъективных высказываний родителей, внимание должно уделяться физкультурно-спортивным кружкам, секциям, программам, в основе которых предусмотрен этнокультурный опыт коренных малочисленных народов Севера. По мнению родителей, наиболее востребованные направленности внеурочной досуговой деятельности — это кружки по интересам спортивные, творческие и познавательные. Среди запросов не обозначены добровольчество, экопросветительская деятельность как инновационные подходы в современном воспитании школьников.
Об авторе
Н. В. ТкачукРоссия
Ткачук Наталья Витальевна — научный сотрудник отдела социально-экономического развития и мониторинга
Список литературы
1. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование как феномен культурного поля: Монография. Министерство образования и науки РФ. СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2014. 88 с.
2. Башманова И. Л. Опыт исследования образовательных запросов родителей к школе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2 (50). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3107/ (дата обращения: 01.02.2024).
3. Городенко Д. В. Образование народов Севера как фактор развития поликультурного пространства региона (на примере Ханты-Мансийского автономного округа — Югры): Монография. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2013. 143 с.
4. Жилина Л. Я. Генезис учреждений интернатного типа в России // Вестник Таганрогского Государственного Педагогического института: Гуманитарные науки, № 2, 2006. С. 105–109.
5. Зимин А. В. Исследование вопросов социализации школьников в общеобразовательных учреждениях на Крайнем Севере // Знание, Понимание. Умение. 2013. № 2. С. 284–287. URL: http://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2013/2/Zimin_Investigation-Problems-Pupils-Socialization/ (дата обращения: 01.02.2024).
6. Каксина С. М. Вовлечение родителей во внеурочную деятельность на занятиях по родному (хантыйскому) языку // Семинар по обеспечению комфортного пребывания детей в пришкольных интернатах, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, с реализацией дополнительных общеобразовательных программ, направленных на сохранение навыков традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок. URL: https://ouipiir.ru/content/семинар-по-сохранениюнавыков-традиционной-хозяйственной-деятельности (дата обращения: 30.01.2024).
7. Лаптева Г. П. Разные типы интернатов, разнообразие форм, методов обучения и воспитания // Обские угры (ханты и манси) на пороге Третьего Тысячелетия: Сбор. статей / под ред. К. В. Афанасьевой, Е. А. Немысовой. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2001. № 5. С. 90–94.
8. Логинов В. Г. Социально-экономические аспекты освоения и развития северных районов. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. 450 с.
9. Любимова Е. А., Семенов М. Ю. Этнорегиональное образование: институциональный подход // Siberian Socium. 2017. Т. 1. № 2. С. 97–106.
10. Майорова И. И. Тенденции развития обучения и воспитания коренных народов Канады и Австралии (ХІХ–ХХ вв.): автореф. дисс. … канд. пед. наук. М., 2010. 22 с.
11. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сосьвинская средняя общеобразовательная школа URL: https://86sch-sosva.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/Polozhenie_prishkol_nyy_internat_s_novym_adresom_PEP.pdf (дата обращения: 02.02.2024).
12. Население посёлка Сосьва Берёзовского района Ханты-Мансийского автономного округа —Югры. URL: https://bdex.ru/naselenie/hanty-mansiyskiy-avtonomnyy-okrug-ugra/n/berezovskiy/sosva/ (дата обращения: 10.04.2023).
13. Нуриева Л. М., Ткачук Н. В. Мониторинг качества образования обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера в школах-интернатах Югры (по результатам социологических исследований) // Вестник угроведения. 2023. Т. 13. № 3 (54). С. 589–597.
14. Обирина А. Е. Совершенствование педагогического мастерства в декоративно-прикладном творчестве: из опыта Угутской школы-интерната (работа по бересте) // Семинар по обеспечению комфортного пребывания детей в пришкольных интернатах, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, с реализацией дополнительных общеобразовательных программ, направленных на сохранение навыков традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок. URL: https://ouipiir.ru/content/семинарпо-сохранению-навыков-традиционной-хозяйственной-деятельности (дата обращения: 30.01.2024).
15. Положение о структурном подразделении МБОУ Сосьвинский пришкольный интернат https://86sch-sosva.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/Polozhenie_prishkol_nyy_internat_s_nov
16. Праздник народа ханты «Вороний день» URL: https://ugutschool.gosuslugi.ru/roditelyam-i-uchenikam/novosti/novosti_8.html (дата обращения: 10.04.2023).
17. Первенство по национальным видам спорта прошло в Саранпауле https://informugra.ru/newsexternal/berezovo/dukh-splochennosti-i-sila-natsionalnykh-traditsiy-h6af1l0/ (дата обращения: 20.02.2023).
18. Перечень образовательных организаций с пришкольными интернатами, расположенных в муниципальных районах Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. URL: https://kmns.admhmao.ru/obrazovanie-/3797058/perchen-obrazovatelnykh-organizatsiy-s-prishkolnymi-intrenatamiraspolozhennykh-v-munitsipalnykh-ray/ (дата обращения: 01.02.2024).
19. Распоряжение от 14 августа 2020 года № 465 рп О Концепции развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и плане мероприятий («дорожной карте») по её реализации на 2020–2024 годы URL: https://docs.cntd.ru/document/570879410 (дата обращения: 01.02.2024).
20. Структура и органы управления образовательной организации. URL: https://86sch-sosva.gosuslugi.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy-organizatsii/struktura-i-organy-upravleniya-obrazovatelnoyorganizatsiey/ (дата обращения: 01.02.2024).
21. Сухих А. А. Мастер-класс по изготовлению рыболовной снасти обских угров «Мордушка» // Семинар по обеспечению комфортного пребывания детей в пришкольных интернатах, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, с реализацией дополнительных общеобразовательных программ, направленных на сохранение навыков традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок. URL: https://ouipiir.ru/content/семинар-по-сохранению-навыков-традиционнойхозяйственной-деятельности дата обращения (дата обращения: 30.01.2024).
22. Токушева С. Л. Реализация программ дополнительного образования, направленных на сохранение и культуры коренных малочисленных народов Севера, для детей, проживающих в пришкольном интернате // Семинар по обеспечению комфортного пребывания детей в пришкольных интернатах, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, с реализацией дополнительных общеобразовательных программ, направленных на сохранение навыков традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок. URL: https://ouipiir.ru/content/семинар-по-сохранению-навыковтрадиционной-хозяйственной-деятельности/ (дата обращения: 30.01.2024).
23. Хоменко И. А. Образовательные запросы современной семьи. //Образование и семья: проблемы индивидуализации. Материалы научно-практической конференции, 20–21 апреля 2005 г., Санкт-Петербург. / Под общей редакцией И. А. Хоменко. СПб. 2006. С. 6–13.
Рецензия
Для цитирования:
Ткачук Н.В. Запросы родителей школьников из числа коренных малочисленных народов Севера к организации учебновоспитательного процесса в школах-интернатах Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (социологический опрос). Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024;(2(89)):41-52. https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.89.2.014
For citation:
Tkachuk N.V. Requests from Parents of Schoolchildren from Among the Indigenous Minorities of the North to Organize the Educational Process in Boarding Schools of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug — Ugra (Sociological Survey). Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;(2(89)):41-52. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.89.2.014