Институциональная и организационная поддержка научных школ и коллективов: стратегии развития вузов УрФО
https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.89.2.011
Аннотация
В статье рассматривается вопрос об институциональной и организационной поддержке научных школ и коллективов как ключевых субъектов в системе научно-педагогических структур вузов Уральского федерального округа. Целью исследования является анализ мер поддержки научных школ и коллективов в контексте университетской деятельности для выявления их эффективности и влияния на академическое развитие региона. Материалы и методы. Проведены интервью с НПР университетов УрФО и анализ документов, включая материалы о работе программы «Приоритет-2030». Результаты и научная новизна. Полученные результаты позволили выявить различные виды поддержки, предоставляемые научным школам и коллективам, такие как расширение финансовых ресурсов, упрощение бюрократических процедур, повышение качества консультационной поддержки, создание механизмов для стимулирования сотрудничества, а также адаптация методов поддержки реализации конкретных потребностей. Научная новизна работы заключается в выявлении влияния различных мер поддержки на академическое развитие региона. Предложены также конкретные рекомендации по улучшению системы поддержки научных структур в университетах УрФО.
Ключевые слова
Об авторе
Е. В. КемметРоссия
Кеммет Елена Викторовна — старший преподаватель
Список литературы
1. Берестов А. В. и др. Проект «Национальный исследовательский университет» — драйвер российского высшего образования // Высшее образование в России. 2020. № . 6. С. 22–34.
2. Глотова Е. А., Глотова В. В. Стратегическое управление: анализ концепций // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2021. № . 1 (97). С. 59–69.
3. Джон М., Роуэн Б. Институционализированные организации: формальная структура как миф и церемониал // Экономическая социология. 2011. Т. 12. № . 1. С. 43–67.
4. Заборовский Е. Ю., Толмачев О. М. Научные школы как отражение концептуальных статусов науки // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2023. № . 2. С. 15–24.
5. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Мобилизация ресурсности научно-педагогического сообщества в российских вузах: от проблемы к концепции // Социологический журнал. 2023. Том 29. № 1. С. 78–96.
6. Кациев М. А. Оптимизация системы образования как фактор экономического роста // Управление образованием: теория и практика. 2023. Т. 13. № . 3. С. 56–65.
7. Куткин В. С., Орлова И. В., Павельева Т. Ю. Научные школы в стратегии развития высшего профессионального образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2014. № 1. С. 91–99.
8. Лизунов В. В. Роль современных университетов в развитии регионов. Третья миссия университета // Национальные приоритеты России. 2021. № . 1 (40). С. 66–75.
9. Николов Н. О. Научная школа как перспективный уровень развития научно-исследовательского коллектива // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2021. № . 4 (49). С. 113–124.
10. Организационно-кадровый потенциал университета: методология и методика измерения: монография / Е. В. Зайцева, В. В. Запарий, А. К. Клюев, С. В. Кульпин, Д. В. Шкурин / под редакцией В. В. Запарий; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016. 215 с.
11. Полякова В. В. Противоречия системы стимулирования научной активности в вузе как основа кадровой политики вуза (на примере уральского федерального университета) // Экспертные институты в XXI веке: цивилизационные и цифровые концепции меняющегося мира: Сборник научных трудов Второй международной научно-практической конференции, Иркутск, 16– 17 июня 2023 года / Науч. редактор Т. И. Грабельных. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2023. С. 144–148.
12. Сандлер Д. Г., Островкин Д. . Стратегическое управление университетом: к эволюции проблемы // Russian Economic Bulletin. 2020. Т. 3. № . 3. С. 35–46.
13. Сандлер Д. Г., Судакова А. Е., Тарасьева Т. В. Драйверы развития региональных систем высшего образования // Экономика региона. 2020. Т. 16. № . 4. С. 1087–1103.
14. Сборник лучших практик университетов программы «Приоритет 2030» / под. ред. Н. Р. ВаламатЗаде, Г. С. Евтина, Д. Г. Житиневич, А. И. Конурин. Отдел экспертизы и сетевого взаимодействия. ФГАНУ «Социоцентр». 2023. 56 с.
15. Смирнов В. В., Ямщикова Т. Н. Об институциональном статусе научно-педагогических школ в вузах России // Экономические и гуманитарные науки. 2010. № 1(216). С. 6–11.
16. Ялхороев М. И. Роль образования в развитии цифровой экономики // Управление образованием: теория и практика. 2023. Т. 13. № . 3. С. 116–125.
Рецензия
Для цитирования:
Кеммет Е.В. Институциональная и организационная поддержка научных школ и коллективов: стратегии развития вузов УрФО. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024;(2(89)):29-40. https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.89.2.011
For citation:
Kemmet E.V. Institutional and Organizational Support for Scientific Schools and Collectives: Development Strategies for Universities in the Urals Federal District. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;(2(89)):29-40. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.89.2.011