Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Ценностные основания государственной образовательной политики в современной России

https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.89.2.013

Аннотация

Российское высшее образование сегодня находится на новом этапе преобразований, необходимость которых определяется новыми геополитическими вызовами. Выбор стратегии его реформирования осуществляется с учетом доминирующей системы ценностей. Переориентация на традиционные духовные и нравственные ценности российской цивилизации сохраняет актуальными достижения Болонского процесса и положительные результаты неолиберальных реформ.

Об авторе

T. В. Дуран
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет путей сообщения»
Россия

Дуран Татьяна Валентиновна — кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры «Управление персоналом и социология»

Екатеринбург



Список литературы

1. Балацкий Е. В. Как из высшего образования в России раздули пузырь // Проблемы управления в социальных системах. 2014. Т. 7. Вып. 11. С. 56–82.

2. Богуславский М. В. Динамка либеральных и патриотических ценностей идеологии российской образовательной политики в 1991–2022 годы: инновационные циклы и ретроинновационные волны // Историко-педагогический журнал. 2022. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamikaliberalnyh-i-patrioticheskih-tsennostey-ideologii-rossiyskoy-obrazovatelnoy-politiki-v-1991–2022-godyinnovatsionnye (дата обращения: 20.03.2024).

3. Волков А. Е., Кузьминов Я. И., Реморенко И. М., Рудник Б. Л., Фрумин И. Д., Якобсон Л. И. Российское образование — 2020: Модель образования для инновационной экономики // Вопросы языкознания. 2008. № 1. C. 32–64.

4. Константинова Л. В., Петров А. М., Штыхно Д. А. Переосмысление подходов к уровневой системе высшего образования в России в условиях выхода из Болонского процесса // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 2. С. 9–24.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. URL: https://base.garant.ru/1588306/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 19.03.2024).

6. Мещангина Е. И. Государственная политика в области высшего педагогического образования в условиях становления новой России (1990–2000 гг.). Автореф. дисс… канд. истор. наук. Екатеринбург, 2006. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/740/1/urgu0345s.pdf (дата обращения: 19.03.2024).

7. Официальный сайт программы «Глобальное образование». URL: http://educationglobal.ru (дата обращения: 19.03.2024).

8. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/182563/ (дата обращения: 19.03.2024).

9. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы». URL: https://base.garant.ru/70643472/ (дата обращения: 19.03.2024).

10. Разумова Т. О., Телешова И. Г. Трансформация системы высшего образования: вызовы и перспективы // Уровень жизни населения регионов России. 2023. № 3. Том 19. С. 338–349.

11. Мухаев Р. Т. Политология: учеб. для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 400 с.

12. Седова К. В. Основные направления государственной политики в сфере патриотического воспитания // Огарёв-Online. 2023. № 8 (193). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnyenapravleniya-gosudarstvennoy-politiki-rf-v-sfere-patrioticheskogo-vospitaniya (дата обращения: 19.03.2024).

13. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/401425792/ (дата обращения 21.10.2023).

14. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/ (дата обращения 20.03.2023).

15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 20.03.2023).

16. Ханс де Вит. Эволюция мировых концепций, тенденций и вызовов в интернационализации высшего образования // Вопросы образования/ Education Studies Moscow. 2019. № 2. С. 8–34.

17. Черных Н. А. Либеральная модель высшего профессионального образования: социологическая оценка реальности внедрения // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2010. № 1 (22). С. 113–118.

18. Beck U., Giddens A., Lash S. Reflexive Modernization. Politics, Tradition and Aesthetic in the Modern Social Order. Cambridge, Polity Press, 1994.

19. Bond S., Lemasson J., P. Un nouveau monde de savoir. Les universités canadiennes et la mondialisation, Ottawa, Centre de recherches pour le développement international, 1999. 324 p.

20. Knight J. Concepts, Rationales, and Interpretive Frameworks in the Internationalization of Higher Education. The SAGE Handbook on International Higher Education, Thousand Oaks, CA: Sage, 2012.

21. L’internationalisation de l’enseignement supérieur. Direction générale des politiques internes département thématique: politiques structurelles et de cohésion. 2015. URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2015/540370/IPOL_STU(2015)540370_FR.pdf (дата обращения 20.03.2023).

22. Patrouchev N. La Russie a-t-elle besoin de valeurs «universelles»? Le Saker Francophone, 2020. URL: https://lesakerfrancophone.fr/la-russie-a-t-elle-besoin-de-valeurs-universelles (дата обращения 20.03.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Дуран T.В. Ценностные основания государственной образовательной политики в современной России. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024;(2(89)):21-28. https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.89.2.013

For citation:


Duran Т.V. Value Foundations of Public Educational Policy in Modern Russia. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;(2(89)):21-28. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.89.2.013

Просмотров: 92


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)