Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Непрерывное педагогическое образование: методологические подходы к исследованию

https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.89.2.009

Аннотация

В статье рассматриваются методологические подходы к изучению непрерывного педагогического образования: системный, институциональный, структурно-функциональный, конфликтологический, аксиологический, общностный и ресурсный. Указанные подходы позволяют акцентировать внимание на различных сторонах непрерывного педагогического образования как осознанной траектории поэтапного профессионального становления и развития педагога, нацеленной на повышение его социального и профессионального статуса.

Об авторе

Д. И. Богдан
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
Россия

Богдан Дарья Ивановна — начальник отдела мониторинга качества обучения



Список литературы

1. Аквазба Е. О., Медведев П. С., Моисеева А. В., Субботин В. Я. К проблеме непрерывного профессионального роста педагога в современном мире // Вестник педагогических наук. 2021. № 4. С. 60–63.

2. Амбарова П. А., Зборовский Г. Е. Время социальной общности. Монография. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2017. 347 с.

3. Богуславский М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии. М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012. 434 с.

4. Бурдье П. Формы капитала // Западная экономическая социология. Хрестоматия современной классики / Науч. ред. и сост. В. В. Радаев; пер. М. С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004. С. 519–536.

5. Вербицкий А. А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика. 1997. № 6. С. 31–36.

6. Вереина Д. В. Аксиологический аспект структуры профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2021. № 200. С. 153–163. DOI 10.33910/1992–6464–2021–200–153–163.

7. Власова О. В. Неформальные образовательные практики студенчества в северном городе // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 2(47). С. 75–79.

8. Григораш О. В. Результаты реформирования системы образования в России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 121. С. 367–386.

9. Джуринский А. Н. Педагогическое образование в России на рубеже XIX–XX вв. // Педагогика. 2022. Т. 86, № 12. С. 114–117.

10. Довгалева И. В., Симонова Е. В. Оценка качества курсов переподготовки и повышения квалификации преподавателями высшей школы // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 4. С. 309–315.

11. Закон СССР «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» от 19.07.1973 г. № 4536-VIII. URL: https://e-ecolog.ru/docs/QMJZ0fgvvk2hSSwFj9z0j?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F (дата обращения: 09.11.2023).

12. Засыпкин В. П., Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Социология педагогического образования. Монография. ГОУ ВПО ХМАО — Югры, «Сургутский гос. пед. ун-т», НОУ ВПО «Гуманитарный ун-т г. Екатеринбурга», Уральское отд-ние Российского о-ва социологов, Югорское отд-ние Российского о-ва социологов. Екатеринбург: ГУ; 2011. 447 с.

13. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Социология высшего образования. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Российское общество социологов. Екатеринбург: Автономная некоммерческая организация высшего образования «Гуманитарный университет», 2019. 539 с.

14. Калинникова Н. Г. Педагогическое образование в России: уроки истории // Вопросы образования. 2005. № 4. С. 304–318.

15. Константиновский Д. Л., Кораблева Г. Б. Об институциональном подходе к исследованию связи профессии и образования // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 48–51.

16. Кучеревская М. О. Реализация принципов непрерывного образования в государственной политике российской федерации в области образования // Философия образования. 2019. Т. 19, № 2. С. 36–51.

17. Ледовская Т. В. Аксиологический подход к проблеме профессиональной подготовки педагогов // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 9. С. 43–49. DOI 10.20339/AM.09–22.043.

18. Макеева Т. В., Гурьянчик В. Н. Непрерывное образование как ценностная основа профессиональной деятельности педагога // Педагогика и просвещение. 2021. № 4. С. 28–34. DOI: 10.7256/2454-0676.2021.4.37108 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=37108

19. Непрерывное образование: методология, технологии, управление. Коллективная монография / под ред. Н. А. Лобанова, Л. Г. Титовой, В. В. Юдина. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 298 с.

20. Непрерывное педагогическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Коллективная монография / под редакцией Л. В. Байбородовой. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2017. 211 с.

21. Новикова С. Е. Неформальное и информальное образование: европейский опыт признания компетенций // Экономическое развитие России. 2021. Т. 28, № 4. С. 63–73.

22. О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников. URL: https://www.eseur.ru/Files/O_primernom_polojenii_o_normah44846.pdf (дата обращения: 23.01.2024).

23. Педагогическое наследие В. А. Cластёнина: горизонты будущего. Монография / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова, Е. А. Дубицкая [и др.]. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2015. 204 с.

24. Перспективы развития системы непрерывного образования / Г. Н. Александров, С. Ю. Алферов, Г. Б. Бобосадыкова и др.; под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. 223 с.

25. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. Москва: ИНФРА-М, 2024. 512 с.

26. Распоряжение Правительства РФ от 24 июня 2022 г. № 1688 р «О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404830447/ (дата обращения: 12.11.2023).

27. Ресурсность научно-педагогического сообщества университетов УрФО: опыт качественного исследования / Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова, В. С. Каташинских, Е. В. Кеммет // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 5. С. 71–88.

28. Ройтблат О. В. Неформальное образование педагогических работников: вчера, сегодня, завтра // Вестник ТОГИРРО. 2014. № 2(29). С. 3–234.

29. Сайгушкина С. В., Петрова И. Ю. Непрерывное профессиональное развитие педагогических работников в контексте реализации национального проекта «Образование» // Методист. 2020. № 10. С. 2–5.

30. Сахарчук Е. И. Аспирантура в системе непрерывного педагогического образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 10(143). С. 48–52.

31. Снопко Н. М. История развития концепции «непрерывного образования» // Научные исследования в образовании. 2008. № 6. С. 48–51.

32. Толстенева А. А. Миссия университета педагогического профиля в контексте глобальной государственной и научно-образовательной политики // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32664 (дата обращения: 27.03.2024).

33. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). URL: https://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1:0 (дата обращения: 27.03.2024).

34. Kicherova M. N. Non-formal education: The review of current studies // Education and Science Journal. 2023. Vol. 25, No. 2. P. 46–67.

35. Theodore W. Schultz. Investment in Human Capital // The American Economic Review. 1961. Vol. 51. No. 1, S. 1–17.


Рецензия

Для цитирования:


Богдан Д.И. Непрерывное педагогическое образование: методологические подходы к исследованию. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024;(2(89)):9-20. https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.89.2.009

For citation:


Bogdan D.I. Continuing Pedagogical Education: Methodological Approaches to Research. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;(2(89)):9-20. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.89.2.009

Просмотров: 133


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)