Некоторые подходы к проблеме адаптации обучающихся первого курса в образовательном процессе педагогического вуза
https://doi.org/10.26105/SSPU.2024.88.1.031
Аннотация
Процесс интеграции обучающихся в новую социальную среду и дальнейшего установления между ними дружеских отношений активно реализуется в вузе. Авторами статьи проанализирован процесс социальной адаптации студентов первого курса, описаны цель и комплекс мероприятий по адаптации студентов к среде вуза. В статье авторы демонстрируют результаты диагностики адаптации, описывают полученные данные.
Ключевые слова
Об авторах
С. Р. АминовРоссия
Аминов Салават Рифгатович — кандидат культурологии, доцент социальноэкономического образования и философии
Ю. В. Волобуева
Россия
Волобуева Юлия Владимировна — кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистического образования и межкультурной коммуникации
Г. В. Верхоглядова
Россия
Верхоглядова Галина Васильевна — старший преподаватель кафедры педагогического и специального образования, руководитель психологической службы
Список литературы
1. Бирюкова М.В. Современные подходы к пониманию социально-педагогической адаптации как психолого-педагогического явления // О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Красноярск, 2014. С. 21–23.
2. Гаранина Р.М. Комплексная реализация педагогических условий формирования субъектной позиции студента в пространстве самостоятельной работы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020, Т. 9. № 2(31). С. 45–51.
3. Гаранина Р.М. Адаптация первокурсника в образовательном пространстве вуза как один из факторов формирования его субъектной позиции // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2023. № 1 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-pervokursnika-v-obrazovatelnom-prostranstve-vuza-kak-odin-iz-faktorov-formirovaniya-ego-subektnoy-pozitsii (дата обращения: 24.01.2024).
4. Голубчикова М.Г., Федотова Е.Л., Харченко С.А. [и др]. Учебно-профессиональная самостоятельность и умение учиться // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 2 (42). С. 32–40.
5. Доржеева А.А. Контент-анализ феномена адаптации // Педагогический имидж. 2020. Т. 14. № 3 (48). С. 346–356.
6. Кручинина Г.А., Дарьенкова Н.Н. Адаптация студентов первого курса к обучению в техническом вузе в условиях информатизации образования. Монография. Н.Новгород: Издательство Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, 2016. 187 с.
7. Лутошкин А.Н. Карта-схема для определения психологического климата группы. URL: https://mydocx.ru/12–69727.html/ (дата обращения: 26.09.2023).
8. Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссия / Ж. Пиаже; Под ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. М.: Гардарики, 2001. 622 с.
9. Просецкий П.А. Психологические особенности адаптации студентов нового приема к условиям обучения в вузе / П.А. Просецкий // Комплексная проблема профориентации, адаптации и повышения квалификации кадров. Минск: Слово, 2009. С. 124–128.
10. Резник С.Д., Черниковская М.В., Носова Е.В. Адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения в университете: опыт, проблемы, перспективы // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2. С 36–41.
11. Рогалева Г.И. Адаптация первокурсников в вузовском образовательном пространстве // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2011. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-pervokursnikov-v-vuzovskom-obrazovatelnom-prostranstve (дата обращения: 24.01.2024).
12. Роджерс К., Даймонд Р. Диагностика социально-психологической адаптации. URL: https://psylab.info/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B0_-_%D0%94%D0%B0%D0%B9%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B4(датаобращения:06.01.2024).
13. Публичный доклад бюджетного учреждения высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Cургутский государственный педагогический университет» за 2022– 2023 учебный год. URL: https://www.surgpu.ru/media/uploads/2023/06/30/2022–2023.pdf (дата обращения: 06.01.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Аминов С.Р., Волобуева Ю.В., Верхоглядова Г.В. Некоторые подходы к проблеме адаптации обучающихся первого курса в образовательном процессе педагогического вуза. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024;(1(88)):128-134. https://doi.org/10.26105/SSPU.2024.88.1.031
For citation:
Aminov S.R., Volobueva Yu.V., Verkhoglyadova G.V. Approaches to the Freshmen’s Adaptation in the Study Process of a Pedagogical University. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;(1(88)):128-134. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2024.88.1.031