Формирование субъектной позиции у будущих педагогов в воспитательной деятельности вуза.
https://doi.org/10.26105/SSPU.2024.88.1.030
Аннотация
В статье представлена актуальная проблема высшего профессионального образования — формирование субъектной позиции у будущих педагогов. Поставлена цель — обосновать возможность формирования субъектной позиции бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» в воспитательной деятельности педагогического вуза. Актуальность и новизна материала заключаются в определении показателей субъектной позиции студентов — будущих педагогов, представлении форм и методов формирования данной позиции в процессе организации деятельности педагогического отряда «Клюква» Сургутского государственного педагогического университета. Проекты, игровые программы, мастер-классы, тренинги, лектории, методические разработки педагогического отряда неоднократно были представлены на конкурсах всероссийского уровня и удостоены призовых мест (XI Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший студенческий педагогический отряд» (Анапа, 2022 г.), Всероссийский форум студенческих педагогических отрядов «Вожатская смена: новая высота!» (Барнаул, 2023 г.), IV Всероссийский конкурс молодежных проектов «Вожатые России» (Екатеринбург, 2023 г.). Деятельность бойцов педагогического отряда направлена на развитие субъектности у будущих педагогов, сформированности у них активной жизненной позиции, инициативы, ответственности за принятые решения и др. Результаты наблюдения за деятельностью отряда позволили авторам статьи выявить одни из эффективных способов формирования субъектной позиции у студентов: упражнения на самопознание, самоорганизацию, развитие социального и эмоционального интеллекта и др. Выявлена необходимость грамотной разработки программ воспитательной деятельности, проектирования инновационных форм ее организации, сотрудничества с работодателями и социальными партнерами педагогического университета.
Ключевые слова
Об авторах
Л. Л. ЛашковаРоссия
Лашкова Лия Луттовна — доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования
В. Ю. Нургалиева
Россия
Нургалиева Василиса Юрьевна — аспирантка
И. В. Чуйкова
Россия
Чуйкова Ирина Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогического и специального образования
Список литературы
1. Ажиев М.В. Мотивация как основная функция овладения профессией // МНКО. 2018. № 4 (71). С. 317–319. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-kak-osnovnaya-funktsiya-ovladeniyaprofessiey (дата обращения: 31.10.2023).
2. Альбуханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. С. 3–21.
3. Вовлеченность в образовательный процесс российских и иностранных студентов в условиях применения цифровых дистанционных образовательных технологий в российских вузах / М.А. Танина, В.В. Бондаренко, В.А. Юдина, О.А. Зябликова // Вестник ГУУ. 2022. № 10. С. 89–96. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vovlechennost-v-obrazovatelnyy-protsess-rossiyskih-i-inostrannyh-studentov-vusloviyah-primeneniya-tsifrovyh-distantsionnyh (дата обращения: 31.10.2023).
4. Гараева Е.А. Исследование мотивации студентов университета к учебно-профессиональной деятельности // АНИ: педагогика и психология. 2019. № 1 (26). С. 62–65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-motivatsii-studentov-universiteta-k-uchebno-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 31.10.2023).
5. Капцов А.В., Колесникова Е.И. Модифицированная методика диагностики стадий становления субъектности студентов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2018. № 2 (24). C. 107–117. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modifitsirovannaya–metodika–diagnostiki–stadiy–stanovleniya–subektnosti–studentov (дата обращения: 12.01.2024).
6. Крушельницкая О.И., Полевая М.В., Третьякова А.Н. Мотивация к получению высшего образования и ее структура // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 2. С. 43–57.
7. Лаборатория субъектности с Александром Асмоловым // Московский городской педагогический университет. Москва, 2023. URL: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=Qi_oVTN1qU (дата обращения: 31.10.2023).
8. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.
9. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации № 474 от 21.07.2020 г. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/ (дата обращения: 31.10.2023).
10. Пак Л.Г. Развитие субъектности студента в образовательном процессе вуза // КПЖ. 2009. № 7–8. С. 27–34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-subektnosti-studenta-v-obrazovatelnomprotsesse-vuza (дата обращения: 30.10.2023).
11. Панов В.И. Экопсихологическая модель становления субъектности курсантов военного вуза // Российский научный журнал. 2014. № 6. С. 110–122.
12. Панов В.И., Капцов А.В., Колесникова Е.И. Методика оценки стадий субъектности участников образовательного процесса // Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. М.: КРЕДО. 2017. С. 294–296.
13. Петрова Е.А., Шестаков A.A. Социально-психологические основы ассесмента руководителей банковских структур. Новомосковск: Реком, 2002. 120 с.
14. Побединская Т.В., Заславская О.Ю. Персонализация заданий для учащихся на основе их личных предпочтений и интересов как средство повышения вовлеченности в учебную деятельность // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования, 2023. № 2 (64). С. 125–132. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/personalizatsiya–zadaniy–dlya–uchaschihsya–na–osnove–ih–lichnyh–predpochteniy–i–interesov–kak–sredstvo–povysheniya–vovlechennosti–v (дата обращения: 31.10.2023).
15. Тишков Д.С. Влияние отношений преподаватель-студент и студент-студент на социальную вовлеченность учащихся // КНЖ. 2020. № 1 (30). С. 37–39. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie–otnosheniy–prepodavatel–student–i–student–student–na–sotsialnuyu–vovlechennost–uchaschihsya (дата обращения: 31.10.2023).
16. Устинова Н.П. Становление субъектной позиции обучающегося в вузе // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2022. № 2. С. 72–75. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-subektnoy-pozitsii-obuchayuschegosya-v-vuze (дата обращения: 02.11.2023).
17. Фадеева С.А. Субъектная позиция педагога как традиция // НАУ. 2015. № 6–1 (11). С. 67–69. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektnaya–pozitsiya–pedagoga–kak–traditsiya (дата обращения: 02.11.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Лашкова Л.Л., Нургалиева В.Ю., Чуйкова И.В. Формирование субъектной позиции у будущих педагогов в воспитательной деятельности вуза. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024;(1(88)):116-127. https://doi.org/10.26105/SSPU.2024.88.1.030
For citation:
Lashkova L.L., Nurgalieva V.Yu., Chuikova I.V. Formation of the Future Educators’ Subjective Position in the Educational Activities of the University. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;(1(88)):116-127. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2024.88.1.030