Развитие инклюзивной компетентности будущего педагога в образовательном процессе вуза
https://doi.org/10.26105/SSPU.2024.88.1.025
Аннотация
Статья выполнена в рамках деятельности временного научно-исследовательского коллектива на тему «Инклюзивная компетентность педагогов как ресурс образовательной системы ХМАО-Югры», поддержанную Департаментом образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
В статье анализируются современные подходы к проблеме развития инклюзивной компетентности будущих педагогов. В рамках исследования она рассматривается как составляющая профессиональной компетентности, включающая совокупность ценностных ориентиров, мотивов профессиональной деятельности и способность педагога к целевому достижению результатов в педагогической деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями. Результаты исследования показывают, что высокий уровень инклюзивной компетентности будущих педагогов обеспечивается комплексным формированием ее структурных компонентов на основе выделенных психолого-педагогических условий развития инклюзивной компетентности.
Об авторах
А. А. НиязоваРоссия
Ниязова Амина Абтрахмановна — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогического и специального образования
Т. В. Коротовских
Россия
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
Список литературы
1. Алехина С.В. Инклюзивное образование: заданный и истинный курс развития // Образовательная панорама. 2018. № 2. С. 6–10.
2. Боброва А.А., Ниязова А.А., Гибадуллина Ю.М. Волонтерство как средство формирования социокультурных ценностей у будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 02 (февраль). С. 53–68. URL: http://e-koncept.ru/2021/211008.htm. (дата обращения: 13.01.2024).
3. Волосникова Л.М., Игнатжева С.В., Федина Л.В., Брук Ж.Ю. Учитель в инклюзивном классе: взаимосвязь отношения к инклюзии с удовлетворенностью работой // Вопросы образования. 2022. № 2. С. 60–87.
4. Инденбаум Е.Л. Инклюзивная компетентность как перспектива современного педагогического образования // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 452. С. 194–204.
5. Карпович Т.Н. К вопросу о формировании инклюзивной компетентности педагогических работников учреждений профессионального образования. Международный научно-популярный журнал Мастерство-онлайн. 2018. № 3. URL: https://ripo.by/index.php?id=3543 (дата обращения: 13.01.2024).
6. Козырева О.А. Изменения в структуре профессиональной компетентности педагога в условиях перехода к инклюзивному образованию // Сибирский вестник специального образования. 2017. № 1(19). С. 31–34.
7. Корнеев Д.Н., Корнеева Н.Ю., Саламатов А.А. Инклюзивная компетентность педагога профессионального обучения: от идеи к диссеминации педагогического опыта // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 5–1. С. 116–120.
8. Королева Ю.А. Инклюзивная компетентность современных педагогов: особенности и факторы, ее определяющие // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79–3. С. 142–144.
9. Криводонова Ю.Е. Особенности формирования инклюзивных компетенций у педагогов в рамках общеобразовательной организации // Инновационные направления социальногуманитарных исследований: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 февраля 2020 г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 58–61. URL: https://apni.ru/article/337-osobennostiformirovaniya-inklyuzivnikh-kompet (дата обращения: 13.01.2024).
10. Курносова С.А., Овчинникова С.А., Петрова Ю.В. Маркеры инклюзивной компетентности субъектов образовательного процесса // Гуманитарные науки. 2018. № 2 (42). С. 85–89.
11. Максимова Н.А. Формирование компетентности педагогов в процессе дополнительного профессионального образования для осуществления инклюзивного образования: Автореф. … канд. пед. наук. Кемерово, 2021. 22 с.
12. Муллер О.Ю. Развитие методической компетентности преподавателей вуза в условиях инклюзивного образования: Автореф. … канд. пед. наук. Казань, 2019. 24 с.
13. Хафизуллина, И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе
14. Шеманов А.Ю., Самсонова Е.В. Специальное образование как ресурс инклюзивного образовательного процесса // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 6. С. 38–46.
15. Bombardelli O. Inclusive education and its implementation: international practices // Education and Self-Development. 2020. Т. 15. № 3. С. 37–46.
Рецензия
Для цитирования:
Ниязова А.А., Коротовских Т.В. Развитие инклюзивной компетентности будущего педагога в образовательном процессе вуза. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024;(1(88)):67-76. https://doi.org/10.26105/SSPU.2024.88.1.025
For citation:
Niyazova A.A., Korotovskikh T.V. Development of the Inclusive Competence of the Future Teacher in the Educational Process of the University. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;(1(88)):67-76. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2024.88.1.025