Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Особенности применения федеральных учебников истории для 10–11 классов для достижения предметных результатов в контексте современных тенденций системы образования

https://doi.org/10.26105/SSPU.2024.88.1.022

Аннотация

Система школьного исторического  образования  вынуждена  быстро  отвечать на общественно-политические, социально-экономические и культурные вызовы современности.  В связи  с этим  в 2023 году  по заказу  Министерства  Просвещения Российской Федерации были разработаны новые федеральные учебники по истории для 10–11 классов. В статье представлен анализ методического аппарата федеральных учебников  с точки  зрения  соответствия  персонализированной  модели  обучения и системно-деятельностному подходу, которые рассматриваются как основные тенденции современной системы образования. Приводятся примеры конкретных заданий, представленных в учебниках, и их характеристика с учетом указанных тенденций. Анализ вопросов и заданий позволил авторам обосновать важную роль новых учебников в достижении обучающимися предметных результатов.

Об авторах

Е. А. Гаврисенко
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
Россия

Гаврисенко Елена Андреевна — кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарного образования



Н. В. Фролова
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
Россия

Фролова Наталья Викторовна — кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарного образования



Список литературы

1. Вяземский Е.Е. Историческая политика государства, историческая память и содержание школьного курса истории России // Проблемы современного образования. 2011. № 6. С. 89–97.

2. Гурьевских О.Ю., Липухин Д.Н., Поздняк С.Н., Скок Н.В., Янцер О.В. Учебник региональной географии как средство достижения новых образовательных результатов // География: развитие науки и образования. Том II: [Коллективная монография] / Отв. ред. С.И. Богданов, Д.А. Субетто, А.Н. Паранина. СПб: Астерион, Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 360–364.

3. Ермаков Д.С. Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы / Под ред. Е.И. Казаковой. М: Вклад в будущее, 2020. 44 с.

4. Историко-культурный стандарт (Проект) // Ассоциация учителей истории и обществознания. URL: http://school.historians.ru/wp-content/uploads/2013/08/Историко-культурный-стандарт.pdf (дата обращения: 10.02.2024)

5. История. Всеобщая история. 1914–1945 годы. 10 класс: базовый уровень: учебник для общеобразовательных организаций / под ред. В.Р. Мединского, А.О. Чубарьяна. M.: 2023. 239 с.

6. История. Всеобщая история. 1945 год — начало XXI века. 11 класс: базовый уровень: учебник для общеобразовательных организаций / под ред. В.Р. Мединского, А.О. Чубарьяна. M.: 2023. 271 с.

7. История. История России. 1914–1945 годы. 10 класс: базовый уровень: учебник для общеобразовательных организаций / под ред. В.Р. Мединского, А.В. Торкунова. M.: 2023. 496 с.

8. История. История России. 1945 год — начало XXI века. 11 класс: базовый уровень: учебник для общеобразовательных организаций / под ред. В.Р. Мединского, А.В. Торкунова. M.: 2023. 447 с.

9. Лазарев В.С. Концептуальная модель формирования профессиональных умений у студентов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2011. № 2 (13). С. 5–14.

10. Милованов К.Ю. Мировоззренческий потенциал отечественных учебников истории и обществознания: традиции и компетенции // Научно-методические основы изучения и преподавания исторических и обществоведческих дисциплин: история современность. Материалы XXVII Межрегиональных с международным участием историко-педагогических чтений. Екатеринбург, 2023. С. 279–287.

11. Огоновская И.С. Перестройка исторического образования и обновление содержания школьных учебников истории СССР в годы Великой Отечественной войны // 70-летие Великой Победы: исторический опыт и проблемы современности. Девятые уральские военно-исторические чтения Ч. II. [Сб. ст.]. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2015. С. 259–267. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/34098 (дата обращения 10.02.2024).

12. Огоновская И.С. Школьный учебник по истории СССР — России как инструмент и источник формирования исторической памяти (на примере революционных событий 1917 г.) // Запад, Восток и Россия: Вопросы всеобщей истории. 2016. Вып. 18: Проблемы национальной и политической идентичности в исторических исследованиях. С. 58–73. URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/16852 (дата обращения 10.02.2024).

13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209120008?ysclid=lskiwezqab567637719 (дата обращения 10.02.2024).

14. Устинкин С.В., Куконков П.И. Роль учебников по истории в воспитании молодежи // Обозреватель. 2020. № 8 (367). С. 113–122.

15. Федеральная рабочая программа среднего общего образования История (базовый уровень) (для 10–11 классов образовательных организаций). URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/29_ФРП_История_10–11-классы_база.pdf?ysclid=lskjahp3g0137998409 (дата обращения 10.02.2024).

16. Федорова Н.Г. Историческое сознание, историческая память и учебник истории: взаимосвязь и взаимовлияние (к вопросу о формировании социальной идентичности средствами школьного обучения) // Вестник Чувашского университета. 2007. № 4. С. 6–18.

17. Фукс А.Н. Значение школьных учебников отечественной истории для идеологического обеспечения национальной безопасности // Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. 2015. № 1. С. 21–32.


Рецензия

Для цитирования:


Гаврисенко Е.А., Фролова Н.В. Особенности применения федеральных учебников истории для 10–11 классов для достижения предметных результатов в контексте современных тенденций системы образования. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024;(1(88)):36-48. https://doi.org/10.26105/SSPU.2024.88.1.022

For citation:


Gavrisenko E.A., Frolova N.V. Peculiarities of Application of Federal History Textbooks for Grades 10–11 in Achieving Subject Outcomes in the Context of Current Tendencies in the Education System. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;(1(88)):36-48. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2024.88.1.022

Просмотров: 117


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)