О модели инновационной системы языковой адаптации детеймигрантов в условиях интегративного обучения русскому языку: постановка проблемы и опыт создания
https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.88.1.020
Аннотация
Миграционные потоки в ХМАО–Югру остро ставят вопрос о языковой адаптации детей-мигрантов. Многие из них, поступая в школу, сталкиваются с проблемой незнания русского — государственного — языка или слабого владения им для получения образования.
В статье транслируется опыт разработки модели инновационной системы языковой адаптации детей-мигрантов в условиях интегративного обучения русскому языку, которая позволит сократить период адаптации таких школьников. Данная модель строилась на основе обобщения опыта деятельности МБОУ СОШ № 22 им. Г.Ф. Пономарева по работе с детьми-мигрантами. Структурные элементы, в том числе и инновационные, и алгоритм функционирования модели еще ждут своего подробного описания.
Об авторах
Е. И. БреусоваРоссия
Бреусова Елена Ивановна — кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологического образования и журналистики, заведующая кафедрой филологического образования и журналистики
О. В. Руднева
Россия
Руднева Ольга Викторовна — кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологического образования и журналистики
Список литературы
1. Балабанова Ю. В.14 школах Сургута организованы дополнительные курсы для мигрантов // SiTV. RU. 19 октября 2023. URL: https://sitv.ru/arhiv/news/v-14-shkolax-surguta-organizovany-dopolnitelnyekursy-dlya-detej-migrantov/ (дата обращения: 18.01.2024).
2. Банк тестовых заданий для определения уровня владения русским языком: Свидетельство о регистрации базы данных / Бреусова Е.И., Зворыгина О.И., Сироткина Т.А. № RU 2019621399 Заяв. 2019621256. Опубл. 30.07.2019. Бюл. № 8. 3,10 Мб. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39319989 (дата обращения: 18.01.2024).
3. Железнякова Е.А. Дети мигрантов в современной российской школе: пути языковой адаптации // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 774–778. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-migrantov-v-sovremennoy-rossiyskoy-shkole-puti-yazykovoy-adaptatsii/viewer (дата обращения: 18.01.2024).
4. Засыпкин В.П. Языковые практики в процессе языковой адаптации мигрантов: конфликтное измерение (на материалах исследования в ХМАО — Югре) //Теория и практика общественного развития. 2016. № 12. URL: file///C:/Users/96–05–14/Downloads/yazykovye-praktiki-v-protsesseyazykovoy-adaptatsii-migrantov-konfliktnoe-izmerenie-na-materialah-issledovaniya-v-hmao-yugre.pdf (дата обращения: 18.01.2024).
5. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Обучение детей мигрантов как проблема их социальной адаптации // Социологические исследования. 2013. № 2. C. 80–91. URL: https://www.demoscope.ru/weekly/2014/0597/analit06.php (дата обращения: 18.01.2024).
6. Куприна Т.В. Обучение детей мигрантов в школах России: проблемы и пути их решения //Многоязычие в образовательном пространстве. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obucheniedetey-migrantov-v-shkolah-rossii-problemy-i-puti-ih-resheniya/viewer (дата обращения: 18.01.2024).
7. Шкляр В. В Сургуте открыли курсы русского языка для детей мигрантов // UGRA-NEWS.RU. 23 октября 2023. URL: https://ugra-news.ru/article/v_surgute_otkryli_kursy_russkogo_yazyka_dlya_detey_migrantov/ (дата обращения: 18.01.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Бреусова Е.И., Руднева О.В. О модели инновационной системы языковой адаптации детеймигрантов в условиях интегративного обучения русскому языку: постановка проблемы и опыт создания. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024;(1(88)):16-24. https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.88.1.020
For citation:
Breusova E.I., Rudneva O.V. On the Model of Innovative System of Migrant Children Language Adaptation in the Context of Integrative Russian Language Learning: Problem Statement and Model Design Experience. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2024;(1(88)):16-24. (In Russ.) https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.88.1.020