Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Условия и факторы формирования профессиональной ориентации и идентичности советских беби-бумеров в эпоху «позднего социализма» (на материалах интервью с представителями научно-образовательного сообщества ОмГПУ)

https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.77.2.012

Аннотация

В статье, на материалах полуструктурированного глубинного интервью с представителями научно-образовательного сообщества ОмГПУ, выявляются факторы, условия и социокультурный контекст, оказавшие влияние на выбор профессии, личностное становление и формирование мировоззрения поколения советских беби-бумеров в студенческий период жизненной биографии. Установлено, что идентичность сообщества, в отличие от сходных процессов у предшествующих поколений, формировалась в относительно спокойной атмосфере политического и культурного «обновления» СССР. В результате межпоколенческой коммуникации беби-бумеры достигли коммуникативного согласия в сфере референций, что проявилось в «эластичности» стандартов существования, высокой мотивации достижения и адаптивного потенциала, направленного на обеспечение ограниченного, но приемлемого в заданных условиях жизненного комфорта.

Об авторе

М. К. Чуркин
Омский государственный педагогический университет; ФГБУН «Тобольская комплексная научная станция Уральского отделения РАН»
Россия

Чуркин Михаил Константинович – доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры отечественной истории; главный научный сотрудник

Омск



Список литературы

1. Ассман А. Забвение истории — одержимость историей. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 552 с.

2. Бранский В. П., Пожарский С. Д. Закон самоорганизации социальных идеалов и глобализация культуры // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.6. 2005. Вып.1. С. 13–20.

3. Булыгина Т. А. Общественные науки в СССР. 1945–1985 гг. М.: Московский автомобильно-дорожный институт: Институт гуманитарных исследований, 2000. 240 с.

4. Ватлин А. Ю. В поисках «истинного социализма»: историческое сознание поколения перестройки // Форум новейшей восточно-европейской истории и культуры. № 1. 2013. URL: http://www1.kueichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss19.html (дата обращения: 4.01.2022).

5. Горин Д. Поколения модернизации: от обнаружения альтернатив к повторению пройденного // Неприкосновенный запас. № 6. 2010. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2010/6/pokoleniya-modernizaczii-ot-obnaruzheniya-alternativ-k-povtoreniyu-projdennogo.html (дата обращения: 7.01.2022).

6. Григорьева Н. А., Хорошенкова А. В. Развитие социально-гуманитарного и педагогического образования в высшей школе России во второй половине ХХ века. Учебное пособие. М.: Мир науки, 2020. Сетевое издание. URL: https://izd-mn.com/PDF/03MNNPU20.pdf (дата обращения: 2.01.2022).

7. Громадкова Т. Кто идёт на смену трудоголикам. URL: http://inosmi.ru/world/20130611/209925956.html (дата обращения: 28.12.2021).

8. Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997–2002 годов. М.: Новое литературное обозрение; «ВЦИОМ-А», 2004. 816 с.

9. Донцов Д. А., Донцова М. В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста // Теория образования и обучения. URL: https://iedtech.ru/files/journal/2013/2/dontsovs.pdf (дата обращения: 11.01.2022).

10. Клейн Л. С. Муки науки. Учёный и власть, учёный и деньги, учёный и мораль. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 568 с.

11. Малинова О. Ю. Конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2010. Т. 6. № 1. С. 5–28.

12. Орлов Б. С. Россия в поисках новой идентичности (90‑е годы XX столетия): Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1997. 54 с.

13. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 октября 1959 г. № 1162 «О некоторых изменениях в преподавании курса истории в школах» // КонсультантПлюс.URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=38088#011225263322227574 (дата обращения 15.01.2022).

14. Рейли Д. Советские бэйби-бумеры. Послевоенное поколение рассказывает о себе и о своей стране. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 539 c.

15. Семенова В. В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. 271 с.

16. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. № 2–3(40–41). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ha2.html (дата обращения: 03.04.2020).

17. Чуркин М. К., Навойчик Е. Ю., Чуркина Н. И., Черненко Е. В. Социокультурная и профессиональная идентичность поколения советских «беби-бумеров» (по материалам «глубинного» интервью акторов научно-образовательного сообщества ОмГПУ) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2022. Т. 21. № 1: История. С. 98–112.

18. Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 661 с.


Рецензия

Для цитирования:


Чуркин М.К. Условия и факторы формирования профессиональной ориентации и идентичности советских беби-бумеров в эпоху «позднего социализма» (на материалах интервью с представителями научно-образовательного сообщества ОмГПУ). Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022;(2 (77)):55-66. https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.77.2.012

For citation:


Churkin M.K. Conditions and Factors for the Formation of Professional Orientation and Identity of Soviet Baby Boomers in the Era of «Late Socialism» (Based on Interviews with Representatives of the Scientific and Educational Community of the Omsk State Pedagogical University). Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2022;(2 (77)):55-66. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.77.2.012

Просмотров: 122


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)