Студенчество в структуре социально-экономических отношений (по результатам социологического исследования)
https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.77.2.015
Аннотация
Трансформация российского общества определяет включенность студентов в структуру социально-экономических отношений. Социально-экономическое положение студентов обусловлено функционированием формальных социальных институтов и воспроизводством неформальных практик поведения в условиях экономического кризиса российского общества. Статья базируется на результатах регионального социологического мониторинга. Социологический анализ предусматривает выявление статических и динамических характеристик социально-экономического положения – структура доходов и расходов, оценка уровня жизни, сферы и факторы вторичной занятости. Устанавливается, что у студентов наблюдается разрыв между значимыми социальными подсистемами: материальное положение – образование – занятость. Это обусловливает изменение образовательной траектории студентов, смещение акцента с учебы в сторону профессиональной деятельности. Как следствие, происходит реконверсия жизненного мира данной социальной группы и формируется социальная субъектность в соответствии с теми тезаурусами, которые способствуют социальной адаптации.
Ключевые слова
Об авторе
Е. Н. ГоголеваРоссия
Гоголева Елена Николаевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и политологии
Тула
Список литературы
1. Архипова В. А. Проблема социальной зрелости студенческой молодежи в системе высшего образования // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 5 (68). С. 29–35.
2. Гоголева Е. Н., Маркина Н. Л. Социально-экономическое положение студентов (по результатам социологического мониторинга) // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2019. № 1. С. 70–77.
3. Гоголева Е. Н. Социально-экономическая функциональность / дисфункциональность института высшего образования: социологический анализ // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021. № 2 (71). С. 36–43.
4. Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России: введение в Х-Y-теорию. Издание 3-е, переработанное, расширенное и иллюстрированное. СПб.: Нестор-История, 2014. 468 с.
5. Луков В. А. Социокультурные основания субъектности российской молодежи (тезаурусная концепция молодежи): автореф. дис. … д-ра социол. наук. М., 2019. 42 с.
6. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А. Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б. З. Мильнера. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с.
7. Флигстин Н. Архитектура рынков: экономическая социология капиталистических обществ XXI века / пер. с англ. А. А. Куракина; под науч. ред. В. В. Радаева; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. 392 с.
8. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие: Пер. с нем.; Под ред. Д. В. Скляднева. Санкт-Петербург: Наука, 2000. 377 с.
9. Шуклина Е. А. Социальное благополучие студенческой молодежи: концептуальные подходы и исследования // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021. № 5 (74). С. 102–116.
10. Щербакова В. П. Социальная адаптация молодежи в условиях преобразований современного российского общества: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. 368 с. 11. Hass J. K. Economic Sociology: An Introduction. The Second Edition. N. Y.; Abingdon, UK: Routledge, 2020. 272 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9781315439686.
Рецензия
Для цитирования:
Гоголева Е.Н. Студенчество в структуре социально-экономических отношений (по результатам социологического исследования). Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022;(2 (77)):37-45. https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.77.2.015
For citation:
Gogoleva E.N. Students in the Structure of Socio-Economic Relations (by the Results of Sociological Research). Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2022;(2 (77)):37-45. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.77.2.015