Cоциология высшего образования в СССР / России: этапы сложного пути
https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.77.2.014
Аннотация
В статье дается определение объекта и предмета одной из отраслей социологической науки – социологии высшего образования. Показывается процесс ее возникновения, становления и развития, охватывающий последние 60 лет. Раскрываются предпосылки появления отрасли. Характеризуются критерии периодизации социологии высшего образования. Дается содержательная трактовка каждого из трех периодов ее возникновения и развития. В процессе анализа третьего периода показывается конституирование социологии высшего образования. В заключении называются основные проблемы социологии высшего образования, привлекающие исследовательский интерес. Публикация основана на материалах авторской монографии «Социология высшего образования» (2019), развивает ключевые идеи, заложенные в ней и требующие своей диссеминации в социологическом сообществе.
Об авторах
Г. Е. ЗборовскийРоссия
Зборовский Гарольд Ефимович – доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор-исследователь кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления
Екатеринбург
П. А. Амбарова
Россия
Амбарова Полина Анатольевна – доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления
Екатеринбург
Список литературы
1. Зборовский Г. Е. Общая социология. М.: Гардарики, 2004. 592 с.
2. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Социология высшего образования. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2019. 539 с.
3. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Университеты, которые могут изменить себя и макрорегион // Россия реформирующаяся: ежегодник. Вып. 16. М.: Новый Хронограф, 2018. С. 373–392.
4. Константиновский Д. Л., Хохлушкина Ф. А. Формирование социального поведения молодежи в сфере образования // Социологический журнал. 1998. № 3–4. С. 22–42.
5. Кораблева Г. Б. Профессия и образование: социологический аспект связи. Екатеринбург: УрГППУ, 1999. 284 с.
6. Нечаев В. Я. Социология образования. М.: МГУ, 1992. 198 с.
7. Осипов А. М. Общество и образование. Лекции по социологии образования. Новгород: НовГУ, 1998. 204 с.
8. Титма М. Х., Саар Э. А. Молодое поколение. М.: Мысль, 1986. 254 с.
9. Филиппов Ф. Р. Социология образования. М.: Наука, 1980. 145 с.
10. Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития. Краткая версия доклада / Отв. ред. Я. И. Кузьминов, Л. Н. Овчарова, Л. И. Якобсон. М.: Изд. дом ВШЭ, 2016. 76 с.
11. Чередниченко Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь (социологическое исследование проблем выбора профессии и трудоустройства). М.: Мысль, 1985. 240 с.
12. Шереги Ф. Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юрист, 1997. 300 с.
13. Шуклина Е. А. Социология самообразования: предпосылки, методология, методика. Екатеринбург: УрГППУ, 1999. 214 с.
Рецензия
Для цитирования:
Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Cоциология высшего образования в СССР / России: этапы сложного пути. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022;(2 (77)):9-21. https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.77.2.014
For citation:
Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Sociology of Higher Education in the Ussr / Russia: Stages of a Difficult Path. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2022;(2 (77)):9-21. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2022.77.2.014